Положение о нормах профессиональной этики педагогических работников.pdf

I. Общие положения.
1.1. Положение о нормах профессиональной этики педагогических
работников МБДОУ детский сад № 352 (далее - Положение) разработан на
основании положений Конституции РФ, Федерального закона от 29 декабря
2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Указа
Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №597 « О мероприятиях
по реализации государственной социальной политики», а также на
основании
рекомендаций Минобрнауки
и Модельного
кодекса
профессиональной этики педагогических работников организаций,
осуществляющих образовательную деятельность;
1.2. Положение о нормах профессиональной этики педагогических
работников МБДОУ детский сад № 352 разработано с целями:
- установления единых этических норм и правил поведения педагогических
работников ДОУ для выполнения ими своей профессиональной
деятельности;
- установления этических взаимоотношений между всеми участниками
образовательного процесса;
- создания положительного имиджа детского сада и педагогов, улучшения
психологического микроклимата, оптимизации контактов образовательной
организации с внешней средой и устойчивого развития её в современных
условиях;
Положение является составной частью документов, регламентирующих
отношения участников образовательного процесса (обучающихся,
педагогов, администрации, семьи);
1.3. Задачи Положения:
сформировать
методологическую
основу
норм
и
правил
профессиональной этики педагогов ДОУ;
- выработать у педагогов стремление соблюдать этические нормы
поведения;
ориентировать молодых специалистов в ситуациях этической
неопределённости и иных обстоятельствах нравственного выбора;
- выступать средством профессионально-общественного контроля за
соблюдением принципов профессиональной этики педагогами ДОУ.
1.4. Положение как свод ценностных категорий профессии педагога
разделяется всем педагогическим коллективом ДОУ.
1.5. Положение действует для всех педагогов, являющихся членами
педагогического коллектива МБДОУ.
II. Основные принципы профессиональной этики педагога.
2.1. Принцип традиционализма и преемственности, предполагающий
уважение к нормам и правилам поведения и этических взаимоотношений
между людьми, между старшими и младшими поколениями;

2.2. Принцип культуросообразности, предполагающий осуществлеш^
воспитательного процесса в рамках исторически обусловленных
общечеловеческих и культурных норм и практик, традиций российской
культуры, региональной культуры Урала и города Екатеринбурга;
2.3. Принцип природосообразности, предполагающий уважение возрастных
физиологических и психологических возможностей воспитанников,
адаптацию информации и педагогических воздействий с учетом их
возрастных возможностей, выявление и развитие их природных задатков;
2.4. В своем общении и деятельности педагоги также руководствуются
принципами гуманности, законности, взаимоуважения, демократичности,
справедливости, профессионализма;
III. Основные нормы профессиональной этики педагога.
3.1. Педагог занимает активную жизненную позицию, обладает высоким
уровнем гражданской культуры;
3.2. Педагог обязан способствовать реализации права на получение
образования любого ребёнка вне зависимости от пола, возраста, расовой и
национальной принадлежности, его социального статуса, религиозных
убеждений, материального положения, исключающей какую-либо
дискриминацию;
3.3. Признавая, что главным условием педагогической деятельности
является профессиональная компетентность педагога, его специальные
знания и искусство в деле воспитания и обучения, педагог стремится к
углублению своих знаний, саморазвитию и самосовершенствованию;
3.4. Профессиональная компетентность наряду с гуманистической
нравственной позицией, предполагающей высокую требовательность к себе,
способность признавать и исправлять собственные ошибки, дает педагогу
право на самостоятельное принятие педагогических решений, за которые он
несет личную ответственность;
3.5. Педагог своим поведением стремится подавать положительный пример
всем участникам образовательного процесса;
3.6. Педагог дорожит своей репутацией, не занимается аморальной и
противоправной деятельностью;
3.7. Педагог соблюдает правила русского языка, культуру устной и
письменной речи, не использует сам и не допускает использования в
присутствии всех участников образовательного процесса ругательств,
вульгаризмов, малопонятных и неэстетичных диалектизмов, грубых или
оскорбительных фраз;
3.8. Педагог в своей профессиональной деятельности соблюдает
традиционный деловой стиль в одежде, который вызывает уважение
окружающих.
IV. Этические правила профессиональной этики педагога.
4.1. Педагог стремится строить отношения с участниками образовательного
процесса на основе взаимного уважения и доброжелательности;
3

-.2. Педагог должен уважать честь и достоинство ребёнка, не может W
санкционировать, ни оставить без внимания любые формы проявления
жестокости или унижения по отношению к ребёнку;
-.3. Педагог обязан реализовывать право ребенка на недирективные методы
управления его деятельностью и воспитанием. Грубое и негуманное
отношение к ребёнку, унижение его человеческого достоинства, а также
любые проявления превосходства или выражение к кому-либо из
воспитанников предпочтения или неприязни со стороны педагога
недопустимы;
4.4. Педагог должен стремиться к повышению положительной
познавательной мотивации у воспитанников, к укреплению в них веры в
собственные силы и способности, создавая для них ситуации успеха;
4.5. Педагог в своей профессиональной деятельности выбирает методы,
развивающие познавательный интерес воспитанников, ответственность,
самостоятельность, желание сотрудничать и помогать другим;
4.6. При возникновении профессиональных затруднений педагог обязан
немедленно обратиться за помощью к коллегам и специалистам в области
образования;
4.7. Педагог оказывает профессиональную помощь и поддержку коллегам в
случае обращения к нему;
4.8. Педагог обязан хранить в тайне информацию о воспитанниках,
доверенную ему участниками образовательного процесса, в том числе
высказанное мнение о родителях (законных представителях), педагогах, за
исключением случаев, предусмотренных законодательством;
4.9. Педагог не имеет права вступать с ребёнком в финансовые отношения.
Педагог избегает ситуаций, способствующих возникновению конфликта
интересов. При возникновении ситуации, связанной с конфликтом
интересов действует в соответствии с законодательством Российской
Федерации;
4.10. Моральная обязанность педагога —беспристрастно анализировать как
собственные ошибки, так и ошибки своих коллег при осуществлении
воспитательно-образовательного
процесса,
активно
препятствовать
практике некомпетентных методов воспитания;
4.11. Во взаимоотношениях с коллегами педагог обязан быть честным,
справедливым, порядочным, с уважением относиться к их знаниям и опыту,
а также быть готовым бескорыстно передавать свой опыт и знания;
4.12. Критика в адрес коллеги может быть только аргументированной,
неоскорбительной и конструктивной. Критике подлежат профессиональные
действия, но не личность коллег;
4.13. Педагог не имеет права допускать негативные высказывания о своих
коллегах и их работе в присутствии воспитанников и их родителей
(законных представителей), а также не имеет права обсуждать развитие
воспитанника с другими родителями без согласия на то его собственных
родителей (законных представителей);

4

-.14. Педагог добровольно и сознательно осуществляет помощь родителкл^законным представителям) в решении вопросов, связанных с процессом
образования и воспитания их детей при их добровольном согласии;
-.15. Педагог не вправе
препятствовать
родителю (законному
представителю) в выборе дошкольного образовательного учреждения, в
защите законных прав и интересов ребенка и участии в управлении
дошкольным образовательным учреждением;
-.16. Педагог не вправе
препятствовать
родителю (законному
представителю), решившему доверить дальнейшее развитие и воспитание
своего ребенка другому педагогу;
- . I 7. Педагог не вправе подвергать критике внутрисемейные ценности и
верования воспитанников. Конструктивное обсуждение их возможно только
со взрослыми членами семьи при полном и добровольном их согласии;
-.18. Педагогические исследования могут проводиться лишь при условии
добровольного
согласия
участника
педагогического
процесса,
принимающего участие
в
исследовании
(родителя (законного
представителя), после предоставления ему полной информации;
4.19. Педагог должен соблюдать крайнюю осторожность при практическом
применении новых для него методов обучения и воспитания и нести
личную ответственность за результат;
V. Этические принципы и правила взаимоотношений между всеми
участниками образовательного процесса.
5.1 .Взаимоотношения между участниками образовательного процесса
Взаимоотношения между педагогами и сотрудниками, вне зависимости от
занимаемой должности или сферы деятельности, строятся на принципах:
- взаимного уважения и взаимопомощи;
- открытости, доброжелательности, взаимной поддержки;
- командной работы и ориентации на сотрудничество;
Взаимоотношения между руководителями и подчиненными строятся на
принципах:
- открытости руководства по отношению к сотрудникам;
- предоставления руководителями равных возможностей всем своим
подчиненным для выполнения своих обязанностей;
- поддержки инициативности подчиненных;
- понимания специфики работы подчиненных и разделения ответственности
за результаты их работы;
- непредвзятости и справедливой оценки результатов работы подчиненных;
Взаимоотношения подчиненных с руководителями строятся на принципах:
- уважения, дисциплины и соблюдения субординации;
добросовестного выполнения как своих прямых должностных
обязанностей, так и других заданий руководства, не описанных в
должностных инструкциях, но напрямую относящихся к сфере и специфике
деятельности
учреждения.

—

Зхимоотношения с родителями воспитанников и иными посетителям
• -гежления сотрудники должны руководствоваться принципами:
- уважения, доброжелательности и корректности;
- компетентности; сотрудники в любой ситуации должны воздерживаться от
действий и заявлений, выходящих за пределы их компетенции и
полномочий, в том числе, во избежание случайного предоставления ложной
эормации, от консультирования родителей по вопросам, требующим
специальных знаний или выходящих за пределы их компетенции;
неразглашения информации; сотрудники не должны разглашать
:•информацию, которая может нанести им или учреждению материальный
ни иной ущерб, кроме случаев, когда разглашение подобной информации
ппедусмотрено законодательством.
Педагог ДОУ консультирует родителей по вопросам гармоничного и
всестороннего развития ребенка.
Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях
пли мнение родителей о детях.
Отношения педагога ДОУ с родителями не должны оказывать влияния
на оценку личности и достижений детей.
На отношения педагога ДОУ с детьми и на их оценку не должна влиять
поддержка, оказываемая их родителями дошкольному учреждению.
5 2 Поддержание и укрепление имиджа учреждения
Для поддержания и укрепления имиджа ДОУ учреждение осуществляет
спедующие основные мероприятия:
- информирование всех работников о миссии учреждения и его ценностях
хпя
обеспечения
понимания
каждым
работником
учреждения
необходимости его труда в общем итоге деятельности, его роли и значения
в
реализации
миссии
учреждения;
- повышение престижа профессий работников учреждения через:
• конкурсы педагогического мастерства,
• открытые конференции и семинары для других учреждений,
• публикации опыта работы в научных изданиях и на сайте учреждения;
• совершенствование системы поощрений.
5 3 Требования к речи педагога:
- Правильность речи, соответствие речи педагога литературным языковым
нормам русского языка. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении
с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила
пнтературного произношения), а также нормы образования и изменения
слов;
- Точность - соответствие смыслового содержания речи и информация,
погорая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на
семантическую
(смысловую)
сторону
речи,
что
способствует
Нормированию у детей навыков точности словоупотребления;
- Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и
отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует
читывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются
6

^составления о структурных компонентах связанного высказывангьт;: ггмируются навыки использования различных способов внутритекстовой
связи:
- Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.
Устранение нелитературной лексики - одна из задач речевого развития
детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание
ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание),
педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо
: т гтьзование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов;
- Заразительность - особенность речи, захватывающая внимание и
создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность
речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение
педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп
реч сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию
произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному
: сознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать
свое отношение к предмету разговора;
- Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью
оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в
дошкольном возрасте формируется основы лексического запаса ребенка,
поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только
расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него
навыки точности словоупотребления, выразительности и образованности
речи;
- Уместность - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и
условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего,
обладанием чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста
нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения
«навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами
речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника.
5 - Поведение сотрудников на рабочем месте во время выполнения ими
:д~- жебных обязанностей
На рабочем месте запрещено заниматься посторонними делами, не
связанными со служебными вопросами. В учреждении приветствуется
здоровый образ жизни!
5 5. Конфликт интересов
- Сотрудники должны избегать ситуаций, которые могут привести к
конфликту личных интересов и интересов учреждения: использование
имени учреждения, его репутации, материальных, финансовых или иных
ресурсов, конфиденциальной информации с целью получения собственной
зыгоды. других ситуаций, которые могут привести к неблагоприятным для
>чреждения последствиям;
- В случае возникновения конфликта интересов или возможности такого
конфликта, сотрудник должен обратиться за помощью в разрешении

. туалии к своему непосредственному руководителю. При невозможное^^
течения конфликта интересов непосредственным руководителем,
:атт; дник вправе обратиться за помощью к вышестоящему руководителю.
VI. Ответственность за нарушение Положения
- . Положение является добровольно принятой нормой.
- 1 Соблюдение педагогом Положения - один из критериев его
лгс аессионального поведения.
?3. За нарушение Положений педагог несёт моральную ответственность
area ; г _еством. педагогическим коллективом МАДОУ и своей совестью.
- - Наг;, шение Положений подлежит моральному осуждению, а в случаях,
тгеду смотренных законодательством, может повлечь применение мер
г -а::-ческой ответственности.
■ : : г - - ; нару шения педагогом правил и принципов педагогической этики
i a ir :::- : анального поведения педагога, предусмотренных Положением,
таге агта:ваются на педагогическом совете учреждения и могут
- "г.даться при проведении аттестаций педагога, при назначении
_ггс: нданных и стимулирующих выплат.

8
Г-


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».