352. Инструкция по оказанию ситуационной помощи инвалидам различных категорий

Основные коды категорий инвалидов, нуждающихся в ситуационной
помощи:
- код «К» - инвалид передвигается в коляске (нуждается в помощи
посторонних лиц (персонала) при передвижении вне дома).
- код «О» - инвалид ограничен в самообслуживании (безрукий, либо не
действует руками, нуждается в помощи посторонних лиц (персонала) в
самообслуживании и других ручных действиях вне дома).
- код «С» - инвалид слепой и слабовидящий ограничен в ориентации
(нуждается в помощи (сопровождение) посторонних лиц (персонала) вне дома).
- код «Г» - инвалид глухонемой или глухой (при формальных взаимо отношениях вне дома нуждается в услугах сурдопереводчика).
- код «У» - инвалид ограничен в общении и контроле за своим поведением
(составляют инвалиды с выраженными (тяжелые проблемы) нарушениями
умственных функций).
В целях обеспечения условий для беспрепятственного доступа в
учреждение инвалидов, нуждающихся в ситуационной помощи необходимо
обеспечить:
1. Выделение на стоянке МБДОУ специальных парковочных мест для
автотранспорта инвалидов;
2. оборудование зданий и сооружений элементами доступности (пандусы,
поручни, подъемники, широкие дверные проемы, кнопка вызова персонала и
другие) в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами в сфере
градостроительной политики;
3. Оборудование элементами доступности зон оказания услуг, санитарно гигиенических помещений;
4. Наличие в учреждении технических средств реабилитации, позволяющих
передвигаться вне и внутри здания (кресло-коляска, ходунки, подъемное
гусеничное устройство).
В том числе в соответствии с кодами:
- Код «С» - дублирование внутри МБДОУ информации Брайлеровским
текстом об оказываемых услугах.
ДЕЙСТВИЯ ПЕРСОНАЛА ПРИ ОКАЗАНИИ СИТУАЦИОННОЙ
ПОМОЩИ
В
СООТВЕТСТВИИ
С
КОДАМИ
КАТЕГОРИЙ
ИНВАЛИДНОСТИ:
Ситуационная помощь инвалиду с кодом «К».
Охранник:
1. По монитору видеонаблюдения видит пациента с ограничение передвижения
(на коляске, костылях).
2. Выходит на улицу, открывает входные двери.
3. Инвалиду на костылях предоставляет кресло-коляску при входе в здание,
оказывает помощь при перемещении в кресло-коляску.
4. Оказывает помощь при входе в здание.

5. Уточняет цель посещения МБДОУ.
6. Сообщает администратору о посещении посетителя с ограничением
передвижения.
7. Оказывает помощь при выходе из МБДОУ.
Администратор, (дежурный администратор):
1. Помогает раздеться в гардеробе.
2. Узнает о цели посещения.
3. Сопровождает до кабинета.
4. Дежурный администратор, медицинская сестра: оказывают помощь при
одевании и раздевании.
В случае необходимости оказывает помощь при передвижении внутри здания.
По окончании приема сопровождает посетителя до гардероба. Оказывает
помощь при одевании.
При необходимости оказывает помощь при посещении туалета.
При общении с людьми, испытывающими трудности при передвижении
необходимо помнить:
- Инвалидная коляска - неприкосновенное пространство человека. Не
облокачивайтесь на нее, не толкайте, не кладите на нее ноги без разрешения.
Начать катить коляску без согласия инвалида - то же самое, что схватить и
понести человека без его разрешения.
- Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее. Предлагайте
помощь, если нужно открыть тяжелую дверь или пройти по ковру с длинным
ворсом.
- Если Ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и
четко следуйте инструкциям.
- Если Вам разрешили передвигать коляску, сначала катите ее медленно.
Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к
потере равновесия.
- Всегда лично убеждайтесь в доступности мест, где запланированы
мероприятия. Заранее поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы или
барьеры и как их можно устранить.
- Не надо хлопать человека, находящегося в инвалидной коляске, по спине или
по плечу.
- Если возможно, расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне.
Избегайте положения, при котором Вашему собеседнику нужно запрокидывать
голову.
- Если существуют архитектурные барьеры, предупредите о них, чтобы
человек имел возможность принимать решения заранее.
- Как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении, нет проблем

со зрением, слухом и пониманием.
- Необходимость пользоваться инвалидной коляской - это не трагедия, а способ
свободного (если нет архитектурных барьеров) передвижения. Есть люди,
пользующиеся инвалидной коляской, которые не утратили способности ходить
и могут передвигаться с помощью костылей, трости и т.п. Коляски они
используют для того, чтобы экономить силы и быстрее передвигаться.
Ситуационная помощь инвалиду с кодом «О».
Инвалидам с кодом «О» необходимо оказывать помощь при всех действиях,
выполняемых руками.
1. Охранник: (при наличии системы видеонаблюдения по монитору видит
пациента с ограничением передвижения):
- Встречает инвалида на улице (на входе в здание).
- Открывает и закрывает входные двери.
- Приглашает администратора.
- Оказывает помощь при выходе из здания.
2. Администратор:
- Помогает раздеться в гардеробе.
- Выясняет причину, цель посещения учреждения.
- Сопровождает до кабинета.
- Дежурный педагог, медицинская сестра: оказывают помощь при раздевании и
одевании.
Медицинская сестра при необходимости сопровождает инвалида.
- По окончании сопровождает при передвижении до гардероба.
Ситуационная помощь инвалиду с кодом «С».
1. Охранник: (при наличии системы видеонаблюдения по монитору видит
пациента с ограничением передвижения - слепой).
- Встречает слепого инвалида на улице (на входе в здание).
- Открывает входные двери.
- Помогает войти в здание.
- Берет посетителя под локоть и сопровождает до администратора.
- Оказывает помощь при выходе из здания.
2. Администратор:
- Выясняет цель, причину посещения учреждения.
- Помогает раздеться в гардеробе.
- При необходимости знакомит со всеми надписями в учреждении.
- Сопровождает до кабинета.

- Администратор, медицинская сестра: Оказывают помощь при ориентации в
кабинете.
- Помогают при одевании и раздевании.
- При необходимости сопровождает инвалида в передвижении по кабинетам,
придерживая его под локоть.
- Сопровождает при передвижении до гардероба.
- Оказывает помощь при одевании.
При общении с незрячими людьми или людьми, имеющими плохое зрение
необходимо помнить:
- Нарушение зрения имеет много степеней. Полностью слепых людей всего
около 10%, остальные имеют остаточное зрение, могут различать свет и тень,
иногда цвет и очертания предмета. У одних слабое периферическое зрение, у
других - слабое прямое при хорошем периферическом. Все это надо выяснить и
учитывать при общении.
- Предлагая свою помощь, направляйте человека, не стискивайте его руку,
идите так, как вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить
его за собой.
- Обращайтесь с собаками-поводырями не так, как с обычными домашними
животными. Не командуйте, не трогайте и не играйте с собакой-поводырем.
- Если вы собираетесь читать незрячему человеку, сначала предупредите об
этом. Говорите нормальным голосом. Не пропускайте информацию, если вас об
этом не попросят.
- Если это важное письмо или документ, не нужно для убедительности давать
его потрогать. При этом не заменяйте чтение пересказом. Когда незрячий
человек должен подписать документ, прочитайте его обязательно.
- Инвалидность не освобождает слепого человека от ответственности,
обусловленной документом.
- Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он вас не видит, а
не к его зрячему компаньону.
- Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также
остальных присутствующих. Если вы хотите пожать руку, скажите об этом.
- Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а
направьте руку на спинку стула или подлокотник. Не водите по поверхности его
руку, а дайте ему возможность свободно потрогать предмет. Если вас
попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть слепого к
предмету и брать его рукой этот предмет.
- Когда вы общаетесь с группой незрячих людей, не забывайте каждый раз
называть того, к кому вы обращаетесь.
- Не заставляйте вашего собеседника вещать в пустоту: если вы перемещаетесь,

предупредите его.
- Вполне нормально употреблять слово "смотреть". Для незрячего человека это
означает "видеть руками", осязать.
- Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно
сопровождаются жестами.
- При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к
ним. - Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений. При сопровождении
незрячего человека не закладывайте руки назад - это неудобно.
Ситуационная помощь инвалиду с кодом «Г».
При посещении учреждения инвалид с кодом «Г» (глухой) обращается с
сурдопереводчиком или сопровождающим лицом.
1. Во время пребывания инвалида в учреждении сурдоперевочик сопровождает
инвалида по территории учреждения, знакомит с письменной информацией о
проводимых в учреждении мероприятиях, участвует в проведении
реабилитационных мероприятий, оказывая услуги по сурдопереводу.
2. При отсутствии сурдопереводчика сотрудник учреждения (администратор)
знакомит инвалида с письменной информацией о порядке оказания услуг,
осуществляет помощь при записи на прием.
Ситуационная помощь инвалиду с кодом «У».
При посещении учреждения инвалидам с кодом «У» (нарушения умственных
функций) ситуационная помощь оказывается сопровождающим их лицам
сотрудником учреждения при возникающих затруднениях:
- сопровождение и помощь в ориентации (вход/выход);
- ознакомление с расположенной в учреждении информацией;
- помощь в заполнении документов (уточнить информацию);
- ознакомление с расположенной в учреждении информацией.

С ИНСТРУКЦИЕЙ ОЗНАКОМЛЕНЫ:
№ Ф.И.О. ответственного

дата

подпись


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».