Основные коды категорий инвалидов, нуждающихся в ситуационной помощи: - код «К» - инвалид передвигается в коляске (нуждается в помощи посторонних лиц (персонала) при передвижении вне дома). - код «О» - инвалид ограничен в самообслуживании (безрукий, либо не действует руками, нуждается в помощи посторонних лиц (персонала) в самообслуживании и других ручных действиях вне дома). - код «С» - инвалид слепой и слабовидящий ограничен в ориентации (нуждается в помощи (сопровождение) посторонних лиц (персонала) вне дома). - код «Г» - инвалид глухонемой или глухой (при формальных взаимо отношениях вне дома нуждается в услугах сурдопереводчика). - код «У» - инвалид ограничен в общении и контроле за своим поведением (составляют инвалиды с выраженными (тяжелые проблемы) нарушениями умственных функций). В целях обеспечения условий для беспрепятственного доступа в учреждение инвалидов, нуждающихся в ситуационной помощи необходимо обеспечить: 1. Выделение на стоянке МБДОУ специальных парковочных мест для автотранспорта инвалидов; 2. оборудование зданий и сооружений элементами доступности (пандусы, поручни, подъемники, широкие дверные проемы, кнопка вызова персонала и другие) в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами в сфере градостроительной политики; 3. Оборудование элементами доступности зон оказания услуг, санитарно гигиенических помещений; 4. Наличие в учреждении технических средств реабилитации, позволяющих передвигаться вне и внутри здания (кресло-коляска, ходунки, подъемное гусеничное устройство). В том числе в соответствии с кодами: - Код «С» - дублирование внутри МБДОУ информации Брайлеровским текстом об оказываемых услугах. ДЕЙСТВИЯ ПЕРСОНАЛА ПРИ ОКАЗАНИИ СИТУАЦИОННОЙ ПОМОЩИ В СООТВЕТСТВИИ С КОДАМИ КАТЕГОРИЙ ИНВАЛИДНОСТИ: Ситуационная помощь инвалиду с кодом «К». Охранник: 1. По монитору видеонаблюдения видит пациента с ограничение передвижения (на коляске, костылях). 2. Выходит на улицу, открывает входные двери. 3. Инвалиду на костылях предоставляет кресло-коляску при входе в здание, оказывает помощь при перемещении в кресло-коляску. 4. Оказывает помощь при входе в здание. 5. Уточняет цель посещения МБДОУ. 6. Сообщает администратору о посещении посетителя с ограничением передвижения. 7. Оказывает помощь при выходе из МБДОУ. Администратор, (дежурный администратор): 1. Помогает раздеться в гардеробе. 2. Узнает о цели посещения. 3. Сопровождает до кабинета. 4. Дежурный администратор, медицинская сестра: оказывают помощь при одевании и раздевании. В случае необходимости оказывает помощь при передвижении внутри здания. По окончании приема сопровождает посетителя до гардероба. Оказывает помощь при одевании. При необходимости оказывает помощь при посещении туалета. При общении с людьми, испытывающими трудности при передвижении необходимо помнить: - Инвалидная коляска - неприкосновенное пространство человека. Не облокачивайтесь на нее, не толкайте, не кладите на нее ноги без разрешения. Начать катить коляску без согласия инвалида - то же самое, что схватить и понести человека без его разрешения. - Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее. Предлагайте помощь, если нужно открыть тяжелую дверь или пройти по ковру с длинным ворсом. - Если Ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко следуйте инструкциям. - Если Вам разрешили передвигать коляску, сначала катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия. - Всегда лично убеждайтесь в доступности мест, где запланированы мероприятия. Заранее поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы или барьеры и как их можно устранить. - Не надо хлопать человека, находящегося в инвалидной коляске, по спине или по плечу. - Если возможно, расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне. Избегайте положения, при котором Вашему собеседнику нужно запрокидывать голову. - Если существуют архитектурные барьеры, предупредите о них, чтобы человек имел возможность принимать решения заранее. - Как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении, нет проблем со зрением, слухом и пониманием. - Необходимость пользоваться инвалидной коляской - это не трагедия, а способ свободного (если нет архитектурных барьеров) передвижения. Есть люди, пользующиеся инвалидной коляской, которые не утратили способности ходить и могут передвигаться с помощью костылей, трости и т.п. Коляски они используют для того, чтобы экономить силы и быстрее передвигаться. Ситуационная помощь инвалиду с кодом «О». Инвалидам с кодом «О» необходимо оказывать помощь при всех действиях, выполняемых руками. 1. Охранник: (при наличии системы видеонаблюдения по монитору видит пациента с ограничением передвижения): - Встречает инвалида на улице (на входе в здание). - Открывает и закрывает входные двери. - Приглашает администратора. - Оказывает помощь при выходе из здания. 2. Администратор: - Помогает раздеться в гардеробе. - Выясняет причину, цель посещения учреждения. - Сопровождает до кабинета. - Дежурный педагог, медицинская сестра: оказывают помощь при раздевании и одевании. Медицинская сестра при необходимости сопровождает инвалида. - По окончании сопровождает при передвижении до гардероба. Ситуационная помощь инвалиду с кодом «С». 1. Охранник: (при наличии системы видеонаблюдения по монитору видит пациента с ограничением передвижения - слепой). - Встречает слепого инвалида на улице (на входе в здание). - Открывает входные двери. - Помогает войти в здание. - Берет посетителя под локоть и сопровождает до администратора. - Оказывает помощь при выходе из здания. 2. Администратор: - Выясняет цель, причину посещения учреждения. - Помогает раздеться в гардеробе. - При необходимости знакомит со всеми надписями в учреждении. - Сопровождает до кабинета. - Администратор, медицинская сестра: Оказывают помощь при ориентации в кабинете. - Помогают при одевании и раздевании. - При необходимости сопровождает инвалида в передвижении по кабинетам, придерживая его под локоть. - Сопровождает при передвижении до гардероба. - Оказывает помощь при одевании. При общении с незрячими людьми или людьми, имеющими плохое зрение необходимо помнить: - Нарушение зрения имеет много степеней. Полностью слепых людей всего около 10%, остальные имеют остаточное зрение, могут различать свет и тень, иногда цвет и очертания предмета. У одних слабое периферическое зрение, у других - слабое прямое при хорошем периферическом. Все это надо выяснить и учитывать при общении. - Предлагая свою помощь, направляйте человека, не стискивайте его руку, идите так, как вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой. - Обращайтесь с собаками-поводырями не так, как с обычными домашними животными. Не командуйте, не трогайте и не играйте с собакой-поводырем. - Если вы собираетесь читать незрячему человеку, сначала предупредите об этом. Говорите нормальным голосом. Не пропускайте информацию, если вас об этом не попросят. - Если это важное письмо или документ, не нужно для убедительности давать его потрогать. При этом не заменяйте чтение пересказом. Когда незрячий человек должен подписать документ, прочитайте его обязательно. - Инвалидность не освобождает слепого человека от ответственности, обусловленной документом. - Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он вас не видит, а не к его зрячему компаньону. - Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных присутствующих. Если вы хотите пожать руку, скажите об этом. - Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник. Не водите по поверхности его руку, а дайте ему возможность свободно потрогать предмет. Если вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть слепого к предмету и брать его рукой этот предмет. - Когда вы общаетесь с группой незрячих людей, не забывайте каждый раз называть того, к кому вы обращаетесь. - Не заставляйте вашего собеседника вещать в пустоту: если вы перемещаетесь, предупредите его. - Вполне нормально употреблять слово "смотреть". Для незрячего человека это означает "видеть руками", осязать. - Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами. - При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним. - Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений. При сопровождении незрячего человека не закладывайте руки назад - это неудобно. Ситуационная помощь инвалиду с кодом «Г». При посещении учреждения инвалид с кодом «Г» (глухой) обращается с сурдопереводчиком или сопровождающим лицом. 1. Во время пребывания инвалида в учреждении сурдоперевочик сопровождает инвалида по территории учреждения, знакомит с письменной информацией о проводимых в учреждении мероприятиях, участвует в проведении реабилитационных мероприятий, оказывая услуги по сурдопереводу. 2. При отсутствии сурдопереводчика сотрудник учреждения (администратор) знакомит инвалида с письменной информацией о порядке оказания услуг, осуществляет помощь при записи на прием. Ситуационная помощь инвалиду с кодом «У». При посещении учреждения инвалидам с кодом «У» (нарушения умственных функций) ситуационная помощь оказывается сопровождающим их лицам сотрудником учреждения при возникающих затруднениях: - сопровождение и помощь в ориентации (вход/выход); - ознакомление с расположенной в учреждении информацией; - помощь в заполнении документов (уточнить информацию); - ознакомление с расположенной в учреждении информацией. С ИНСТРУКЦИЕЙ ОЗНАКОМЛЕНЫ: № Ф.И.О. ответственного дата подпись