352. Программа психолого-педагогического сопровождения талантливых и одаренных детей

Содержание
1. Актуальность Программы
2. Пояснительная записка
3. Методы диагностики в ходе реализации Программы
4. Планируемые результаты
5. Основные направления реализации Программы
6. Создание развивающей предметно-пространственной среды
7. Основные этапы реализации программы.
8. Мероприятия, проводимые в рамках реализации Программы
Заключение
Список литературы
Приложение

3
3
4
5
5
6
7
8
10
11
12

2

Одаренность – это системное, развивающееся в
течение жизни качество психики, которое
определяет возможность достижения человеком более
высоких, незаурядных результатов в одном или
нескольких видах деятельности
по сравнению с другими людьми.
1. Актуальность программы.
В современное время проблема одаренности и организации работы с одаренными детьми
вызывает большой интерес. В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего
выявления и развития одаренности все больше возрастает. Это связано с возрастанием количества
одаренных детей и с происходящими социально-экономическими преобразования в государстве и
усилением внимания к одаренным детям, интеллектуальный и творческий потенциал которых стал
рассматриваться в качестве основного капитала государства. Заниматься одаренными детьми
совершенно необходимо, прежде всего, потому, что полное раскрытие способностей и талантов
ребенка важно не только для него самого, но и для общества в целом.
Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных
направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов
социализации и творческой самореализации личности.
Одаренные дети – это особый мир детства. Эти дети отличаются от других:
- легкостью и скоростью обучения по сравнению со сверстниками;
- существенно меньшим объемом помощи со стороны взрослых, повышенной самостоятельностью;
- стремлением к творчеству, к достижению высокого уровня мастерства;
- высоким уровнем познавательной мотивации, любознательности, страстным увлечением
любимым делом.
Поэтому, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо
своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по
сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей,
объединяя усилия воспитателей, специалистов, родителей.
2. Пояснительная записка.
Выявление одаренных детей на основе наблюдения, изучения психологических особенностей,
речи, памяти, логического мышления и работа с одаренными детьми должны стать одним из
важнейших аспектов деятельности детского сада. Для всех детей главнейшей целью образования и
воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с
целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Таким образом, поддержать и
развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо
важная задача воспитания и обучения одаренных детей в детском саду.
Поэтому становится актуальная разработка Программы одаренности, которая выступала бы в
качестве теоретического и методического основания для работы с одаренными детьми.
Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из
приоритетных задач современного образования.
Работа с одаренными детьми, является неотъемлемой частью более широкой проблемы развития
творческого, внутреннего потенциала личности.
Это объясняется, во-первых, значимостью способностей для развития личности, во-вторых,
возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, способных
созидать новое в различных сферах жизни. Выявление одаренных детей на основе наблюдения, речи,
памяти, логического мышления и работа с одаренными детьми должны стать одним из важнейших
аспектов деятельности детского сада.
Работа с одарёнными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права
личности на индивидуальность. Современная система образования, в частности детские сады,
испытывают особую потребность в программах, которые учитывали бы индивидуальные запросы и
интересы одарённых детей.
3

Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях
необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную
работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность
детей, объединяя усилия воспитателей, специалистов, родителей, социальных партнеров.
Программа психолого-педагогического сопровождения талантливых и одаренных детей МБДОУ
детского сада № 352 разработана в соответствии с:
- Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта
«Образование» на 2019 – 2024 г.;
- Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155
«Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».
- Письмом «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и науки
Российской Федерации от 28.02.2014 г. № 08-249;
- Образовательной программой МБДОУ детского сада № 352;
Программа рассчитана на сопровождение детей старшего дошкольного возраста 5 – 7 лет. Срок
реализации 2022 – 2024 год.
Цель программы: создание психолого-педагогических условий для выявления и сопровождения
талантливых и одаренных детей.
Задачи:
- выявить детей с признаками талантливости и одаренности в условиях ДОУ;
- проанализировать основные направления работы с талантливыми и одаренными и детьми в ДОУ;
- способствовать гармоничному эмоциональному, познавательному, социальному развитию
талантливых и одаренных детей;
- повысить педагогическую компетентность педагогов и родителей (законных представителей) по
вопросам сопровождения талантливых и одаренных детей.
Принципы психолого-педагогического сопровождения талантливых и одаренных детей:
- принцип учета возрастных возможностей воспитанников;
- принцип развивающего обучения;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип возрастания роли дополнительного образования.
3. Методы диагностики в ходе реализации программы:
- наблюдения;
- беседы;
- педагогическая диагностика;
- изучение продуктов детского творчества;
- ведение индивидуальных карт развития.
Вид творческой
одаренности

Признаки

Литературная

Ребенок, рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного
сюжета, не теряет основную мысль. Любит фантазировать на тему
действительного события, причем придает событию что-то новое и
необычное. Выбирает в своих устных или письменных рассказах такие
слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние и чувства героев
сюжета. Изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными.
Любит, уединившись, сочинять рассказы, стихи

Музыкальная

Ребенок любит музыку и музыкальные записи. Всегда стремится туда, где
можно послушать музыку. Очень быстро и легко отзывается на ритм и
мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает. Если поет
или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много
чувства и энергии, а также свое настроение. Сочиняет свои собственные
мелодии.
Умеет или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте
4

Художественная

Артистическая

Не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке,
чтобы выразить свои чувства или настроение. В своих рисунках и картинах
отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуации.
Серьезно относится к произведениям искусства. Когда имеет свободное
время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски.
Стремится создать какое-либо произведение, которое имеет очевидное
прикладное значение – украшение для дома, одежды. Не робеет, высказывая
собственное мнение даже о классических произведениях
Ребенок часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой,
жестами и движениями. Стремится вызвать эмоциональные реакции у
других. Меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая
человеку, о котором рассказывает. С большим желанием выступает перед
аудиторией.
С удивляющей легкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы,
выражения. Пластичен и открыт всему. Любит и понимает значение красивой
и характерной одежды.
4. Планируемые результаты.

- повысится уровень индивидуальных достижений воспитанников в различных направлениях
деятельности (творческом, спортивном);
- повысится процент участников и призеров конкурсов различного уровня;
- повысится уровень профессиональной компетенции педагогов в области выявления,
поддержки и развития способностей и талантов у детей;
- повысится психолого-педагогическая компетентность родителей по вопросам сопровождения
талантливых и одаренных детей.
5. Основные направления реализации программы.
Направления работы:
- работа с одаренными и талантливыми детьми
- Работа с педагогами
- Работа с родителями
Работа с одаренными и талантливыми детьми:
1. В рамках образовательного процесса:
- групповые занятия;
- работа по индивидуальным планам и маршрутам.
2.Организация работы с одаренными и талантливыми детьми в свободное от занятий время:
- индивидуальные занятия;
- проектная деятельность;
- организация выставок;
- организация праздников и развлечений;
- создание театрализованных, спортивных уголков, уголков изодеятельности;
- организация конкурсов, соревнований;
- организация кружков, секций.
Творческие объединения дошкольников. Это могут быть клуб художников - декораторов,
клуб будущих дизайнеров – для художественно одаренных детей. Также можно организовать
школу сценаристов или кружок «Сочини сказку».
Артистически и музыкально одаренным детям свои способности помогут развить школа
ведущих, детский театр, музыкальный театр, в нем себя проявят дети, которые хорошо танцуют.
Проектная деятельность. В работе с творчески одаренными детьми используйте проекты
разной направленности.
Конкурсы и фестивали. Помимо творческих объединений и проектов участвуйте в
конкурсах и фестивалях разных уровней. Эти формы работы стимулируют детей не просто
быть участниками, но и приложить максимум стараний, чтобы достичь наивысшего творческого
результата – одержать победу.
5

Также планируйте участие дошкольников во всероссийских и международных творческих
конкурсах.
Работа с педагогами:
- педагогические советы;
- проектная деятельность;
- обмен опытом;
- презентации;
- семинары – практикумы;
- консультации, рекомендации.
Работа с родителями:
- анкетирование;
- родительские собрания;
- памятки – рекомендации, папки – передвижки, консультации, рекомендации;
- совместные детско – родительские проекты;
- совместные праздники, соревнования, конкурсы;
- помощь в создании предметно - развивающей среды.
Проведите мониторинг среди родителей, чтобы выявить уровень их знаний о детской
одаренности. Организуйте консультации для них по проблемам диагностики способностей
ребенка. Предложите им заполнить тест-опросник, чтобы они определили, в чем талантлив их
ребенок.
Составьте карту профессий. Например, художественно одаренный ребенок может реализовать
себя в профессиях архитектора, дизайнера (одежды, интерьера, ландшафта), художникадекоратора и художника по костюмам, мультипликатора, иллюстратора.

6. Создание развивающей предметно-пространственной среды.
Для успешного развития детской одаренности необходимо создание соответствующей
предметно - развивающей среды, которая поможет ребенку проявить свои способности, даст
правильную мотивацию к деятельности, благодаря которой он обязательно достигнет значимых для
себя результатов.
РППС среда должна постоянно содержать признаки новизны и проблемности, быть
насыщенной, разнообразной, изменчивой, эмоционально привлекательной.
Для развития познавательных способностей и познавательной активности детей мы
используем настольные игры сложного содержания: шашки, шахматы, головоломки (со спичками,
пятнашки, танграм, складные картинки).
Для приобретения новых знаний детям предлагаются книги познавательного характера,
направленные на изучение окружающего мира. Такие книги имеют качественные яркие
иллюстрации и малое количество крупного текста, чтобы дети могли самостоятельно их
рассматривать. Также детям доступны художественные произведения с красочными картинками.
Необходимо создавать условия, в которых воспитанники могли бы экспериментировать с
различными материалами и предметами: водой, глиной, весами и т. п., исследовать свойства и
поведение новых для них объектов.
Одаренность может быть проявлена ребенком в игре, конструировании, лепке, рисовании и пр.
Воспитанники должны свободно использовать бумагу, цветные карандаши, фломастеры, доски для
рисования, цветные мелки, остатки тканей, краски, а также пластилин, различный декоративный
материал (лесные шишки, листья, спичечные коробки, ткани, ветки деревьев, цветную бумагу).
Такое обилие материалов подталкивает ребенка к созданию интересных поделок, изготовлению
новых предметов.
Для детей, которым нравится конструирование из крупного строительного материала, в группе
выделяется пространство, которое обеспечит свободное перемещение и размещение объектов.
Используя данные условия, дети, могут создавать конструкции, прятаться и искать друг друга,
заниматься поисками предметов в соответствии с картой-схемой, организовывать соревнования,
6

разыгрывать постановки.
Для мелкого конструирования в группах подбираются различные наборы конструкторов в
соответствии с возрастными особенностями детей: деревянные разных размеров, пластмассовый
(конструкторы LEGO), металлический, а также дополнительные аксессуары для доработки
построек.
Среда, способствующая развитию детской одаренности, должна обладать специфическими
особенностями: обилием и разнообразием игр, наличием интересных книг для чтения, материалов
для экспериментирования, условий для реализации приобретенных знаний, способов деятельности,
проживания эмоциональных состояний в играх и детской деятельности.
Условия формирования среды:
- разнообразие, насыщенность, неординарность, сменяемость РС;
- включение предметов взрослого обихода;
- предоставление свободы исследования;
- резерв свободного места и времени для игр;
- возможность свободно выбирать игрушки и действия с ними;
- определение максимального уровня размещения игрового и дидактического материалов
согласно росту;
- универсальность предметно – игровой среды, позволяющей трансформировать, изменять ее в
соответствии с задуманным;
- чет прежнего опыта, способность к комбинированию, созданию нового.
Принципы создания РС.
1. Уважение мнения и личной позиции:
- создание атмосферы личного комфорта;
- невмешательство педагога в дела, которыми увлеченно занят ребенок, если он не обращается
за помощью или не вступает в контакт.
2. Активность и разных видах деятельности:
- среда в дошкольном учреждении, должна быть интенсивно развивающей, стимулирующей
возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций,
чувств;
- обогащение окружающей среды предметами объектами и стимулами,
максимально
усиливающими любознательность дошкольника;
- поддержка и поощрение оригинальных идей и замыслов;
- создание условий для реализации творческих идей на практике;
- использование системы вопросов проблемного характера из различных областей знаний
ребенка
- использование личного примера творческого решения проблем;
- создание проблемно поисковых ситуаций побуждающих к активной познавательной
деятельности детей.
3. Учет возрастных особенностей - выявление специфических
признаков
в
содержании предметно – развивающей среды и отличительных признаков в ее организации.
4. Комплексирования и свободного зонирования. Создание многоуровневого
пространства, оптимизация предметно - пространственной среды, повышение её
функциональности и эргономичности.
7. Основные этапы реализации программы.
I этап – диагностико – организационный (2022-2023 г.)
Цель: подготовить условия для формирования системы работы с талантливыми и
одаренными детьми в МБДОУ.
Задачи:
- изучить нормативную базу;
- проанализировать материально технических, педагогических условий реализации программы;
- разработать программу психолого-педагогического сопровождения талантливых и одаренных
детей.
II этап – содержательный (2022 – 2024г.)
Цель: апробация системы работы с талантливыми и одаренными детьми.
Задачи:
- диагностика способностей воспитанников;
7

- разработка методических материалов по работе с талантливыми и одаренными детьми
(положения, сценарии, конспекты, планы и т.д.);
- отбор конкурсов различного уровня для организации конкурсного движения по разным
Направлениям;
- формирование методической библиотеки детского сада по работе с талантливыми и
одаренными детьми;
- повышение педагогической компетентности педагогов и родителей в области работы с
талантливыми и одаренными и детьми.
III этап – аналитический (2024 г.)
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
- проанализировать планируемые результаты реализации программы;
- при необходимости принять решение о корректировке программы.
8. Мероприятия, проводимые в рамках реализации программы
Этапы реализации
программы

Диагностикоорганизационный
(2022 – 2023 г.)

Содержательный
(2022 – 2024 г.)
в соответствии с
годовым планом

Мероприятия

Сроки

Разработка по психологопедагогическому сопровождению
талантливых и одаренных детей
Рассмотрение
и
принятие
Программы
по
психолого
- педагогическому сопровождению
талантливых и одаренных детей на
Педагогическом совете ДОУ.
Изучение интересов и наклонностей
детей
старшего
дошкольного
возраста
Первичная диагностика детей
старшего дошкольного возраста с
целью выявления талантливых и
одаренных детей
Составление банка данных,
имеющих ярков выраженные
способности

Август, 2022

Составление плана работы с детьми,
педагогами и родителями
Разработка материалов по работе с
талантливыми и одаренными детьми

Октябрь, 2022

Внедрение педагогических
технологий развития детской
одаренности
Проведение мероприятий с
талантливыми и одаренными детьми
Проектная деятельность

В течение всего
периода

Участие в конкурсах разного уровня

Август, 2022

Ответственные
Старший
воспитатель
Педагог-психолог
Старший
воспитатель

Сентябрь, 2022

Воспитатели

Сентябрь –
октябрь, 2022

Педагог-психолог

Октябрь, 2022

Старший
воспитатель
Педагог-психолог
Воспитатели
детей старшего
дошкольного
возраста
Старший
воспитатель
Старший
воспитатель
Воспитатели
Воспитатели

В течение всего
периода

В течение всего
периода
В течение всего
периода
В течение всего
периода

Воспитатели
Воспитатели
Старший
воспитатель
Воспитатели

8

Поощрение талантливых и
одаренных детей

По результатам
участия в
мероприятиях
В течение всего
периода

Проведение разнообразных форм
работы с педагогами и родителями
по сопровождению талантливых и
одаренных детей
Организация совместного творчества В течение всего
родителей и детей.
периода
Выставки
В течение всего
периода
Промежуточная диагностика
Май, 2023

Аналитический
(2024 г.)

В течение всего
Размещение информации по
периода
проведению мероприятий с
талантливыми и одаренными детьми
на сайте ДОУ
Итоговая диагностика воспитанников Апрель-май,
2024
Обсуждение итогов работы по
сопровождению талантливых и
одаренных детей на Педагогическом
совете
Корректировка программы (по
необходимости)
Создание методической базы ДОУ
по работе с талантливыми и
одаренными детьми

Май, 2024

Июнь-август,
2024
Июнь-август,
2024

Старший
воспитатель
Старший
воспитатель
Воспитатели
Специалисты
Воспитатели
Воспитатели
Педагог-психолог
Воспитатели
Старший
воспитатель
Старший
воспитатель
Педагог-психолог
Старший
воспитатель
Старший
воспитатель
Старший
воспитатель

9

Заключение.
Представляемая программа способствует созданию условий для построения
образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и
творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей.
Определены основные этапы создания условий для целенаправленной и системной работы с
детьми со способностями. Программа доступна к использованию в любом дошкольном
учреждении. Она позволяет скоординировать и интегрировать деятельность специалистов в
направлении работы с детьми, имеющими предпосылки одаренности.
Методические рекомендации по развитию продуктивного творческого мышления
одаренных детей позволяют активизировать творческое мышление применимо к различным
содержательным областям, традиционно изучаемым в дошкольном учреждении.
Использование такой практики, несомненно, позволяет осуществлять сопровождение детей
с предпосылками одаренности в педагогическом процессе, способствуя развитию их
способностей и творческого потенциала.

10

Список литературы
1. Босякова, С.Н. Работаем с талантливыми детьми [Текст] / С. Н. Босякова, Л. В. Болотная //
Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2010. №2. - С. 68-74.
2. Богоявленская М. “Проблемы одаренного ребенка” ж/л “Обруч” 2005
3. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М.. Одаренные дети 1991. М.
4. Галянт, И. О проблемах художественно-творческой одаренности дошкольников [Текст] / И.
Галянт // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7.С. 31-38.
5. Галянт, И. Проблемы развития детской одаренности [Текст] / И. Галянт // Дошкольное
воспитание. - 2010. № 6.С. 48-55.
6. Гердт, Н. Интеграция искусства: путь становления художественной культуры и творческой
одаренности детей [Текст] / Н. Гердт // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. С. 42-46.
7. Гильбух, Ю.З. Внимание: одаренные дети [Текст] / Ю.З. Гильбух. - М, 1991. - 112 с.
8. Евтушенко, И. Детская одаренность и родители [Текст] / И. Евтушенко // Дошкольное
воспитание. - 2009. - № 7. С. 46-51.
9. Емельянова, И. Творческий потенциал дошкольника в аспекте актуализации детской
одаренности [Текст] / И. Емельянова // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. С. 27-31.
10. Крынцылова, И. Развиваем способности ребенка [Текст] / И. Крынцылова // Дошкольное
воспитание. - 2007. - № 5. С. 54-58.
11.Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические
рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2017
12. Матюшкин, А.М. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных
детей. – Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2014.
13. Пасечник Л. Одаренные дети в детском саду и семье: статья вторая [Текст] / Л. Пасечник //
Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. С. 14-21.
14. Пасечник, Л. Одаренный ребенок - особая ценность для общества [Текст] / Л. Пасечник //
Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. С. 13-20.
15. Проблемы воспитания одаренного ребенка [Текст] // Дошкольное образование: изд. дом
Первое сентября. - 2005. - №10. С.45-48.
16.Л.И.Пензулаева Физкультурные занятия с детьми 2 – 7 лет. Программа и методические
рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2015.
17. Путляева, Л. О задатках и способностях [Текст] / Л. Путляева // Дошкольное воспитание. 2006. - N 4. С. 43-45.
18.Е.А. Синкевич Физкультура для малышей. - СПб.: Детство Пресс, 2001
19. Савенков, А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. – М.: Педагогическое
образование России, 1999.
20.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей 1996. Ярославль.
21.Теплов, Б.М. Способность и одарённость [Текст] / Б.М. Теплов . — М: Просвещение, 1985. –
98 с.
22.Трубайчук, Л. Одаренный ребенок дошкольного возраста как развивающийся феномен
[Текст] / Л. Трубайчук // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 9.С. 32-35

11

Приложение №1
Методика «Определение склонностей ребенка»
Подготовительная работа
Необходимо подготовить лист вопросов и ответов по представленному ниже образцу. Их число
зависит от количества участников, они готовятся из расчета два листа на ребенка. Работа проводится
в два этапа. На первом этапе листы ответов заполняют воспитатели, непосредственно работающие с
детьми. На втором этапе производится опрос родителей. Данные ответов сопоставляются и делаются
соответствующие выводы.
Инструкция для проведения
Для того чтобы правильно организовать работу с ребенком, необходимо знать его склонности.
Вам предлагается ряд вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не
занижать способности ребенка. На бланке ответов запишите имя и фамилию ребенка, а также
собственную фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам
вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе не свойственно ребенку, ставьте знак – (–), если
соответствует, но выражено не ярко – (+), если же это для него характерно и этим он заметно
отличается от сверстников, ставьте (++). Если Вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку не
заполненной.
Лист вопросов
•
Хорошо рассуждает, ясно мыслит.
•
Учится новым знаниям очень быстро и все схватывает легко.
•
Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные ответы и решения.
•
Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
•
Проявляет большой интерес к визуальной информации, проводит много времени за
лепкой и рисованием.
•
Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме
физических движений.
•
Хорошо улавливает связь между одним и другим событием, между причиной и
следствием.
•
Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специальных заучиваний, не тратит
много времени на повторение того, что нужно запомнить.
•
Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное.
•
Сохраняет уверенность в себе в окружении посторонних людей.
•
Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, четко реагирует на характер и
настроение музыки.
•
Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
•
Умеет хорошо излагать свои мысли, легко пользуется словами, имеет большой
словарный запас.
•
Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники не знают и не
догадываются.
•
Пластичен, открыт всему новому, «не зацикливается на старом». Любит пробовать новые
способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов, не боится новых попыток,
стремится всегда проверить новую идею.
•
Часто руководит играми и занятиями других детей.
•
Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень
серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво
выполненную вещь.
•
Лучше сверстников физически развит, имеет хорошую координацию движений.
•
Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
•
Любит, когда ему читают книги, которые обычно читают не сверстникам, а детям
12

постарше.

Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в
играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
•
Легко общается с детьми и взрослыми.
•
В пении и музыке выражает свое настроение и состояние.
•
Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
•
Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
•
Часто задает вопросы о происхождении и функциях предметов, проявляет большой
интерес и исключительные способности к классификации.
•
Способен «с головой» уходить в интересующее его занятие.
•
Инициативен в общении со сверстниками.
•
Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное
состояние героев, их переживания и чувства.
•
Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, футбол и др.)
•
Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
•
Часто применяет математические навыки и понятия на занятиях, не имеющих отношения
к математике. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
•
Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
•
Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его
возраста.
•
Легко входит в роль какого-либо персонажа.
•
Бегает быстрее всех детей в детском саду.
•

Лист ответов
(Фамилия, имя ребенка)
(Ф.И.О. воспитателя, родителя) дата
1
7
13
19
25
31

2
8
14
20
26
32

3
9
15
21
27
33

4
10
16
22
28
34

5
11
17
23
29
35

6
12
18
24
30
36

Обработка результатов
Вопросы поставлены в соответствии с делением склонностей ребенка на шесть сфер:
•
интеллектуальная;
•
академических достижений;
•
творческого, продуктивного мышления;
•
общения и лидерства;
•
художественная;
•
двигательная.
При обработке результатов необходимо сосчитать количество плюсов и минусов по вертикали
(плюс-минус взаимно сокращаются). Количество плюсов (минусов) свидетельствуют о степени
выраженности склонности.

13

МЕТОДИКА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОДАРЕННЫХ
ДЕТЕЙ (ЛОСЕВА А.А.)
Ниже перечислены X сфер, в которых ребенок может проявлять свои таланты, и приведены
их характеристики. Дайте оценку в баллах (по пятибалльной системе) каждой из указанных
характеристик. Если какая-то характеристика присуща ребенку в наивысшей степени, ставьте 5
баллов, если они выше средней — 4 и так далее. Оценка 2 балла — самая низкая. Суммируйте баллы
по всем характеристикам внутри каждой «области» таланта. Общее количество набранных баллов
внутри одной области (например «интеллектуальная способность») разделите на количество
вопросов (в этой области их 12) и полученное число запишите в тетрадь. Усредненные результаты по
всем областям сравните между собой. Выделите 3-4 наивысших показателя, и, ориентируясь на них,
стремитесь создавать условия для развития способностей. Эта методика проводится на основе
наблюдений за ребенком. Предлагаемые характеристики интересов помогут Вам в анализе его
поведения, умственного и физического развития. Известны случай, когда у одаренного ре- бенка
наблюдается «западение» какой-либо одной способности (например, литературно одаренный ребенок
совершенно не хочет иметь дело с техникой). Бывает и обратная картина, когда значительно выше
среднего результаты по всем пунктам. Одного ребенка должны оценивать несколько экспертов:
родители, воспитатели, музыкальный работник, физрук — если это детский сад, если школа —
родители, классный руководитель и несколько учителей по разным предметам.
Интеллектуальная сфера
Высокая познавательная активность, мобильность.
Быстрота и точность выполнения умственных операций.
Устойчивость внимания.
Оперативная память — быстро запоминает услышанное или прочитанное без
специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
5. Навыки логического мышления, хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях.
6. Богатство активного словаря.
7. Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо улавливает связь
между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное,
догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает
причины поступков других людей, мотивы их поведения.
8. Выраженная установка на творческое выполнение заданий.
9. Развитость творческого мышления и воображения.
10. Владение основными компонентами умения учиться.
11. Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп
умственного развития.
12. Возможность предвосхищения результата деятельности.

I.
1.
2.
3.
4.

II.
1.
2.
3.
4.
5.
6.

год - два.

Сфера академических достижении
Богатый словарный запас, использование сложных синтаксических структур.
Повышенный интерес к вычислениям, математическим отношениям.
Повышенное внимание к явлениям природы, проведению опытов.
Демонстрация понимания причинно-следственных отношений.
Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).
Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на

7. Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятием и рукой
(хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).
8. Чтение научно-популярной литературы доставляет большее удовольствие, чем чтение
художественной.
9. Не унывает, если его проект не поддержан или если его «эксперимент» не получился.
10. Пытается выяснить причины и смысл событий.
14

11. Уделяет много времени созданию собственных «проектов».
12. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.

Ш. Творчество
1. Высокая продуктивность по множеству разных вещей.
2. Изобретательность в использовании материалов и идей.
3. Склонность к завершенности и точности в занятиях.
4. Задает много вопросов по интересующему его предмету.
5. Любит рисовать.
6. Проявляет тонкое чувство юмора.
7. Не боится быть таким, как все.
8. Склонен к фантазиям, к игре.
IV.
Литературные сферы
1. Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением
какого-либо конфликта.
2. Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и
известном всем.
3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все
несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
4. Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
5. Умеет передать эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
6. Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о
котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии.
7. Любит писать рассказы или статьи.
8.
Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и
настроения.
V.
Артистическая сфера
1. Легко входит в роль другого персонажа, человека.
2. Интересуется актерской игрой.
3. Меняет тональность и выражения голоса, когда изображает другого человека.
4. Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда имеет возможность разыграть
какую-либо драматическую сцену.
5. Передает чувства через мимику, жесты, движения.
6. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем- либо с
увлечением рассказывают.
7. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
8. Пластичен и открыт для всего нового, «не зацикливается» на старом. Не любит уже
испытанных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и только после «экспериментальной»
проверки может от нее отказаться.
VI.
Музыкальная сфера
1. Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии.
2. Хорошо поет.
3. В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и чувств.
4. Любит музыкальные занятия. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать
музыку.
5. Может петь вместе с другими так, чтобы получалось сл аженно и хорошо.
6. В пении или музыке выражает свои чувства, состояние.
7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
VII.
Техническая сфера
1. Хорошо выполняет всякие задания по ручному труду.
2. Интересуется механизмами и машинами.
3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов,
15

радиоприемников.
4. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых
поделок, игрушек.
5. Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки.
6. Любит рисовать чертежи механизмов.
7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин.
VIII.
Двигательная сфера
1. Тонкость и точность моторики.
2. Развитая двигательно-моторная координация.
3. Стремится к двигательным занятиям (физкультура).
4. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
5. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.
6. В свободное время любит ходить в походы, играть в подвижные игры (хоккей, футбол,
баскетбол и т.д.).
IX.
Сфера художественных достижений
1. Проявляет большой интерес к визуальной информации.
2. Проявляет большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере.
Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов.
3. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным,
когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и
художественно выполненную вещь.
4. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события),
составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунка, камней, марок, открыток и т. д.).
5. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки,
картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе
с ножницами, клеем.
6. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие
художественное назначение (украшение для дома, одежды и т. д.). Прибегает к рисунку или
лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение,
7. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того чтобы изображать события или
вещи в трех измерениях в пространстве.
8. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может дать свою
собственную оценку и попытается воспроизвести увиденное в своих работах.
X.
Общение и лидерство
1.Легко приспосабливается к новой ситуации.
2. Всегда выполняет свои обещания, ответственен.
3. Высокая общительность с окружающими.
4. Стремится к доминированию среди сверстников.
5. Сверстники обращаются за советом.

16

Методики для выявления компонентов одаренности
в дошкольном возрасте

Приложение 2.

Цель: выявление одаренных детей старшего дошкольного возраста.
Психолого-педагогическая диагностика состоит из 3-х этапов.
1-й этап: первоначальное выделение детей для дальнейшего обследования.
Для этого используется метод экспертных оценок. Воспитатели средней группы в конце
учебного года заполняют анкету, где по пятибалльной системе оценивают степень проявления у
детей группы признаков одарённости: выполнение заданий на наиболее высоком уровне,
сообразительность, инициативность, оригинальность и разнообразие продуктов деятельности,
любознательность, широта кругозора. Дальнейшее обследование проводится с детьми, у
которых достаточно часто и ярко проявляются данные признаки.
2-й этап: отбор детей в группу одарённых.
При диагностике одарённости необходимо исходить из концепций большинства
исследователей проблемы одарённости (в том числе Дж. Рензулли, Дж. Гилфорда, Эл.
Торренса), о том, что ребёнок, продемонстрировавший превышающий средний уровень
способностей хотя бы по одному из следующих параметров: уровень интеллекта,
познавательной мотивации или креативности, заслуживает того, чтобы его квалифицировали
как одарённого
Для определения уровня развития данных способностей у детей используются
следующие методики:
- тест «Незаконченные предложения»;
- тест Д Векслера. Диагностика структуры интеллекта (детский вариант);
- методика В.С.Юркевич. Дерево желаний;
- фигурные тесты П.Торренса.
На основе результатов комплексной диагностики можно сделать вывод о наличии
одарённости у детей.
3-й этап: мониторинг одарённости.
Для того чтобы отследить динамику развития одарённости каждого ребёнка используется
методика оценки общей одарённости А.И. Савенкова. В ней путём экспертных оценок
выявляется уровень сформированности у детей 9-ти характеристик одарённости в начале и
конце учебного года. Эксперты: воспитатель, педагог- психолог, учительлогопед,
музыкальный работник.
Описание психодиагностического инструментария
1. Психологический профиль одаренного ребенка.
Этот раздел системы включает метод, направленные на выявление основных черт
личности, определяющих ее развитие.
Тест «Незаконченные предложения».
Ребенку предъявляются незавершенные фразы, которые он должен закончить. Эти фразы
направлены на выявление отношений испытуемого в разных сферах жизни: к родителям,
сверстникам, учителю, его страхи и опасения, его надежды.
Эта методика простая по содержанию, хорошо выявляет скрытые переживания ребенка.
Ответы на вопросы могут выражать положительное, отрицательное или безразличное
отношение ребенка к себе, матери, отцу, детскому саду, сверстниками, страхам.
2. Диагностика особенностей интеллектуальной сферы.
Признаком одаренности является хорошее развитие восприятия и переработки
информации. Эти процессы основываются как на общем уровне развития мышления, так и на
уровне развития всех остальных когнитивных процессов.
Тест Д Векслера. Диагностика структуры интеллекта (детский вариант).
Тест Векслера (или Шкала Векслера) является одним из самых известных тестов для
измерения уровня интеллектуального развития и разработана Дэвидом Векслером в 1939 году.
Тест основан на иерархической модели интеллекта Д.Векслера и диагностирует общий
интеллект и его составляющие - вербальный и невербальный интеллекты.
Тест Векслера состоит из 11 отдельных субтестов, разделенных на 2 группы, - б
вербальных и 5 невербальных. Каждый тест включает от 10 до 30 постепенно усложняющихся
вопросов и заданий. К вербальным субтестам относятся задания, выявляющие общую
17

осведомленность, общую понятливость, способности, нахождение сходства, воспроизведения
цифровых рядов и т. д. К невербальным субтестам относятся следующие: шифровка,
нахождение недостающих деталей в картине, определение последовательности картин,
сложение фигур. Выполнение каждого субтеста оценивают в баллах с их последующим
переводом в унифицированные шкальные оценки, позволяющие анализировать разброс.
3. Диагностика познавательной активности.
«Древо желаний» (В.С.Юркевич).
Содержание:
1. Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него попросил? (6 мин.)
2. Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него?
(регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
3. Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя куда ты захочешь. Куда бы ты хоте слетать?
(регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
4. Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки.
Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию? – 5 мин.
5. Главная книга страны Вообразилии. В ней любые истории обо всем на свете. О чем бы ты
хотел узнать из этой книги? – 5 мин.
6. Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать все, что
твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал? - (регистрируются первые 5
ответов) – 4 мин.
Из ответов выбираются ответы познавательного характера.
Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше.
Средний уровень познавательной потребности – от 3 до 8 ответов.
Низкий уровень познавательной потребности –2 и меньше ответов.
Качественный анализ:
Высокий уровень – стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо
проявляется исследовательский интерес к миру.
Средний уровень – потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная
информация, причем достаточно поверхностная.
Низкий уровень – дети удовлетворяются односложной информацией, например их интересует
реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д.
Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются разным уровнем
сложности.
Ответы «потребительского» содержания - иметь игрушки, проводить досуг без
познавательных целей.
4. Диагностика творческого потенциала.
Тест Торренса «Дорисовывание фигур»
Описание: детям дается 10 фигур и предлагает поразмыслив, дорисовать эти фигуры, так
чтобы получилась картинка. Рисунки оцениваются по десяти бальной шкале.
Обработка данных:
0-2 балла - ребенок ничего не придумал, нарисовал рядом что-то свое; неопределенные штрихи
и линии
3-4 балла - нарисовал нечто простое, неоригинальное, лишенное деталей; фантазия не
угадывается.
5-7 баллов - изобразил отдельный объект, но с разнообразными дополнениями.
8-9 баллов - нарисовал несколько объектов, объединенных сюжетом.
10 баллов -создал единую композицию, включив в нее все предлагаемые элементы,
превращенные в образы.
Низкий уровень- от 0 до 2 баллов
Средний – от 3 до 7 баллов
Высокий от 8 до 10 баллов
5. В третьем этапе производится мониторинг детей на начало, середину и конец учебного
года при помощи методики оценки общей одарённости Разработана А.И. Савенковым и
адресована родителям (может также применяться педагогами). Ее задача – оценка общей
одаренности ребенка.
18

Инструкция
Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно
наблюдаемых у одаренных детей. Внимательно изучите их и дайте оценку Вашему ребенку по
каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
5 – оцениваемое свойство развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных
видах деятельности и поведения заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом
противоположное ему проявляется очень редко
3 – оцениваемое и противоположное свойства выражены нечетко, в проявлениях редки, в
поведении и деятельности уравновешивают друг друга
2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство, противоположное оцениваемому
1 – четко выражено и часто проявляется свойство, противоположное оцениваемому, оно
фиксируется в поведении и во всех видах деятельности
0 – сведений для оценки данного качества нет (не имею).
Оцениваются следующие критерии: любознательность, способность к прогнозированию,
словарный запас, способность к оценке, изобретательность, способность рассуждать и мыслить
логически, настойчивость, целеустремленность, требовательность к результатам собственной
деятельности.

19

ЭКСПРЕСС-АНКЕТА
Анкету заполнил:
Группа:
Вопросы
Кого из детей в группе Вы
считаете одаренными?
В чем проявляется одаренность
ребенка?

(для воспитателя)

Ответы

Ф.И. ребенка

Проявления
одаренности

Какое поведение у этих детей

Ф.И.ребенка

В нескольких словах о
поведении каждого
ребенка

Взаимоотношения детей со
сверстниками

Ф.И. ребенка

Как сложились
отношения с
остальными детьми

Есть ли трудности в работе с
этими детьми?
Кто из родителей в группе считает
своего ребенка
одаренным?

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».