Содержание I. Целевой раздел 1.1.Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………4 1.2.Цели и задачи.………………………………………………………………………………………………………….4 1.3. Принципы и подходы к реализации Программы......................……………………………………………………….6 1.4.Значимые для разработки программы характеристики………………………………………………………………..7 1.5.Планируемые результаты освоения программы………………………………………………………………………..9 II. Содержательный раздел……………………………………………………………………………………………………16 2.1. Описание образовательной деятельности по направлению «Художественно-эстетическое развитие»…………17 2.2. Формы взаимодействия с родителями………………………………………………………………………………19 2.3. Методы, формы и способы поддержки детской инициативы…………………………………………………….20 III. Организационный раздел……………………………………………………………………………………………..21 3.1. Особенности организация развивающей предметно-пространственной среды…………………………………21 3.2. Материально-техническое обеспечение Программы………………………………………………………………21 3.3. Методическое обеспечение программы ……………………………………………………………………..……..22 3.4. Учебный план…………………………………………………………………………………………………………23 3.5. Расписание образовательной деятельности…………………………………………………………………………23 Приложение 1 Планирование работы по приобщению дошкольников к истокам народной культуры через использование нетрадиционных изобразительных техник Приложение 2 Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г., N 1155, г. Москва и отвечает современным принципам государственной политики - «единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства». В программе определены основные принципы, цели и задачи образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, с сохранением для взрослого (педагога, родителей) пространства для творчества, возможности учета индивидуальных особенностей и интересов современного ребенка. Структура образовательной программы построена по трем разделам: 1) Целевой раздел. Целевой раздел включает в себя цели, задачи и планируемые результаты освоения программы; принципы и подходы к организации образовательной деятельности с детьми; характеристики психолого-педагогических особенностей современного ребенка дошкольного возраста. 2) Содержательный раздел. Содержательный раздел включает описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации содержания образования с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и тематического планирования ДОУ. 3) Организационный раздел. Организационный раздел включает в себя описание особенностей организации развивающей предметнопространственной среды, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания по данной программе. 3 I. Целевой раздел. 1.1.Пояснительная записка Живя рядом с уникальными историческими местами, памятниками архитектуры, мы часто не интересуемся ими. Нам кажется, что только где-то далеко существует нечто ценное, интересное, интересное, достойное для изучения. Наш край это особый культурный регион России со своими традициями и промыслами, своими героями прошлого и настоящего. Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве, ощущая незабываемые, положительные эмоции, по которым можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. Чем разнообразнее способы, формы и приёмы познания мира и его отражения, тем выше уровень не только информированности, но и любознательности, увлечённости. Процесс приобщения к культуре уже в дошкольном возрасте идет через присвоение общественно-исторического опыта, воплощенного в материальных и духовных ценностях, осваивается в активной созидательной деятельности. Выготским Л.С. подчеркивалось, что не всякое обучение хорошо, а только то, которое ориентируется на «зону ближайшего развития», на созревающие, а не уже созревшие функции. Обучение ребенка может происходить и стихийно, и целенаправленно, но всегда в сотрудничестве (явном или скрытом) с другим человеком, взрослым или сверстником. Однако никакое обучающее влияние другого человека не может быть осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. Содержание и способы осуществления этой деятельности и определяют процесс психического развития ребенка, а факторы наследственности и среды являются лишь необходимыми условиями, от которых зависит индивидуальная неповторимость его личности. Именно в специфичных видах детских деятельностей ребенок строит свой образ мира, расширяющий и углубляющий возможности его ориентировки и успешного действия в многообразных исторических и современных социокультурных условиях. Идея об амплификации развития детей дошкольного возраста отражена в более полном использовании возможностей, предоставляемых специфически детскими видами деятельности (игровой, познавательной, исследовательской и др.), что будет способствовать приобщению детей к истории и культуре своего народа, воспитанию толерантного отношения к разным народам, поликультурному развитию дошкольников. Идея программы в том, что ребенок наилучшим образом развивается тогда, когда он действительно активно включен в деятельность; когда созданы условия, стимулирующие исследование, проявление инициативы, творчества, поддерживается совместная и индивидуальная познавательная 4 активность ребенка. Основными компонентами содержания о программы являются: ознакомление с природой и культурой родного края и приобщение к народным традициям; формирование знаний о своей национальной принадлежности; учет региональных (природных, географических, производственных и т.д.) и этнических особенностей; использование средств народного воспитания (устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство и т.д.) в интеграции с изобразительной деятельностью представленной нетрадиционными техниками. Декоративно-прикладное искусство Урала для детей старшего дошкольного возраста определяется как эстетическая, духовно-нравственная ценность (уралосибирская роспись (нижнетагильские подносы, роспись по дереву, изделия из бересты, уральских самоцветов, каслинское литье и др.). Выбор вида искусства зависит от местных особенностей, наличия подлинных предметов этого искусства в детском саду. Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству Урала стимулирует творческое саморазвитие ребенка старшего дошкольного возраста в художественной деятельности по мотивам искусства, развивает эмоционально-чувственное восприятие произведений уральского декоративно-прикладного искусства в художественно-творческой деятельности, которая способствует творческому саморазвитию дошкольника. 1.2. Цели и задачи. Целью программы является подбор и систематизация методов и приёмов приобщения дошкольников к истокам народной культуры через использование нетрадиционных изобразительных техник. Задачи: 1.Воспитывать любовь к Родине, родному краю, осознание его многонациональности, многоаспектности. 2.Развивать интерес детей к народной культуре. 3.Формировать бережное отношение к родной природе, окружающему миру. 4. Знакомить детей с различными нетрадиционными техниками изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними. 5. Расширять тематику детских работ, поддерживать желание изображать знакомые бытовые и природные объекты, а также явления природы и яркие события общественной жизни (праздники). 6. Учить самостоятельно, находить простые сюжеты в окружающей жизни, художественной литературе, помогать выбирать сюжет коллективной работы. 5 6.Способствовать повышению интереса родителей к взаимодействию в образовательном процессе с детьми и педагогами. 1.3. Принципы и подходы к реализации Программы Принципы организации образовательного процесса: - принцип природосообразности предполагает учет индивидуальных физических и психических особенностей ребенка, его самодеятельность (направленность на развитие творческой активности). - принцип культуросообразности предусматривает необходимость учета культурно-исторического опыта, традиций, социально-культурных отношений и практик, непосредственным образом встраиваемых в образовательный процесс; - принцип вариативности обеспечивает возможность выбора содержания образования, форм и методов воспитания и обучения с ориентацией на интересы и возможности каждого ребенка и учета социальной ситуации его развития; - принцип индивидуализации опирается на то, что позиция ребенка, входящего в мир и осваивающего его как новое для себя пространство, изначально творческая. Ребенок, наблюдая за взрослым, подражая ему, учится у него, но при этом выбирает то, чему ему хочется подражать и учиться. Таким образом, ребенок не является «прямым наследником» (то есть продолжателем чьей-то деятельности, преемником образцов, которые нужно сохранять и целостно воспроизводить), а творцом, то есть тем, кто может сам что-то создать. Освобождаясь от подражания, творец не свободен от познания, созидания, самовыражения, самостоятельной деятельности. В образовательной программе учитывается тот факт, что сегодняшние дети существенно отличаются по своим интеллектуальным и психоэмоциональным характеристикам. Современные дошкольники – другие, они дети информационного века, цифровых технологий, у них другие способы общения и мышления, что нашло отражение в определении задач и содержания образования. И это только кратчайший перечень возможностей, предоставляемых одним конкретным местом. Какими из них воспользуется ребенок, будет зависеть от его насущных интересов, состояния здоровья, индивидуальных особенностей, доступности предметов и видов деятельности. Вступая в многоплановые отношения с окружающим миром, ребенок учится, получает свое первое персонифицированное образование, формируется и проявляется его индивидуальный стиль деятельности, в целом вызревает интегральная индивидуальность личности. 6 1.4.Значимые для разработки Программы характеристики. Ранний возраст: для детей характерна повышенная потребность в получении информации; больше объем долговременной памяти; с момента рождения начинает функционировать смысловое восприятие мира и речи, основанное на образах. Дошкольный возраст: комплексное развитие мыслительных операций (дети мыслят блоками, модулями, квантами); выше уровень интеллекта: дети 2-3 лет справляются с заданиями, рассчитанными ранее на детей 4-5 лет. Дети отличаются повышенной потребностью к восприятию информации, постоянно ищут возможности ее удовлетворения, если не получают необходимой «порции» информационной энергии, начинают проявлять недовольство или агрессию; информационный перегруз многих из них явно не беспокоит; объем долговременной памяти намного больше, а проходимость оперативной выше, что позволяет воспринимать и перерабатывать большое количество информации за короткий промежуток времени. Не испытывают стресса при контакте с техникой, компьютером, мобильным телефоном. Рефлекс свободы: у современных детей система отношений доминирует над системой знаний. На смену вопросу «почему?» пришел вопрос «зачем?». Если раньше у ребенка был хорошо развит подражательный рефлекс, и он старался повторять действия за взрослым, то у современных детей преобладает рефлекс свободы - они сами выстраивают стратегию своего поведения. Дети настойчивы и требовательны, имеют завышенную самооценку, не терпят насилия. Отмечается их врожденное стремление к самореализации, к проявлению своей деятельной натуры: - современному дошкольнику интересен не только мир предметов, игрушки. Дети хотят узнать многое о человеке, окружающем мире, природе. Человек интересен ребенку со всех сторон: как биологическое и социальное существо, как созидатель и носитель культуры; - современный ребенок - это гражданин, осознающий себя не только в современном, но и в историческом пространстве страны и города. Он любит свою родину, семью, сверстников и друзей, желает сделать жизнь лучше, достойнее и красивее; - современный дошкольник хорошо ориентируется в себе, своем ближайшем окружении, своем настоящем и будущем. Он готов оценивать разные явления и события; - современные дети в большей степени ориентированы на будущее, легко рассуждают о том, где и кем будут работать, сколько зарабатывать и тратить, какая у них будет семья, в каких условиях они будут жить и как отдыхать; 7 - старшие дошкольники не только принимают учебную задачу, но и осознают ее смысл для себя. Как правило, он связан с успешным будущим ребенка: научусь читать - буду хорошо учиться в школе - поступлю в институт - получу отличную работу - буду хорошо жить! - современный ребенок радует, с одной стороны, своей активностью, подвижностью, инициативностью и целеустремленностью, с другой - развитым воображением, склонностью к фантазированию и творчеству; - дети способны самостоятельно мыслить и действовать, живут с ощущением внутренней свободы, жизнерадостны и оптимистичны, отличаются позитивизмом, развитостью интеллектуальных процессов, направленностью на познание окружающего мира; - сегодняшний дошкольник быстрее, чем взрослый, успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон, ходит вместе с семьей и друзьями в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует, ориентируется в марках автомобилей, названиях производителей одежды и т.д.; - дети любят играть, сочинять, фантазировать, т.е. активно ориентированы на самоценные, детские виды деятельности; - в поведении детей наблюдаются некоторые проявления взрослости, зрелость в суждениях, ориентация на будущее, понимание самого себя, своих интересов, потребностей, возможностей; - дети живут в мире, в котором компьютеризированы многие стороны жизни человека. Компьютер является не роскошью, а средством труда, познания, досуга; - современные дошкольники стали более раскованными, раскрепощенными, открытыми, проявляют большую самостоятельность, инициативность, они проявляют чувства свободы и независимости; - любимыми героями современных детей являются герои детской мультипликации; - изменения происходят и в интеллектуальной сфере детей, им присуща большая информированность. Они стали более развитыми, любознательными, легко и свободно ориентируются в современной технике и во взрослой жизни; что самолет приземляется на шасси, а в галактике, кроме нашей планеты, есть и другие...», «С ними можно поговорить, поспорить, такого не было раньше...»; - предпочтения, интересы, суждения детей о жизни в значительной степени зависят от уровня жизни и возможностей родителей и изменяются от района проживания (в столичном городе, областном центре, провинции, пригороде, том или ином районе города и т.д.); 8 - дети стали более живыми, шумными, эмоциональными. Они лучше воспринимают разную информацию, быстрее запоминают стихи, песни. Успешное развитие личности возможно только в социальной, культурной, природно-климатической среде определенной территории, что становится возможным при единстве целей, ценностей, межличностных отношений, видов деятельности. 1.5. Планируемые результаты освоения Программы Реализация Программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к изучению народной культуры родного края через интеграцию образовательных областей. Осуществление деятельного подхода в приобщении детей к истокам народной культуры, т.е. выбор самими детьми той деятельности, в которой, они хотели бы отобразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном; создание развивающей среды для самостоятельной и совместной деятельности взрослых и детей будет способствовать развитию личности ребенка на основе изучения родного края, с опорой на краеведческий материал (предметы, вещи домашнего обихода, быта; предметы декоративно-прикладного быта, искусства уральских народов), предоставляющие детям возможность проявить свое творчество с использованием нестандартных изо-технологий. Механизм оценки полученных результатов. Старшая группа Технические навыки. Низкий уровень: - неумение пользоваться новыми технологиями: например, «печатать» крону дерева поролоном, пенопластом или мятой бумагой; - слабо сочетает некоторые материалы, например, акварель и восковые мелки, гуашь и аппликация, коллаж; Средний уровень: - при поддержке педагога владеет техническими навыками, использует новые техники; - осваивает новые приемы рисования: уголь, сангина, соус. - Высокий уровень: - активно использует новые технические приемы; 9 - самостоятельно сочетает знакомые техники «по-мокрому», с новыми приемами («оттиск», «монотипия», вырезание, обрывание, коллаж и т.д.) Предметное рисование. Низкий уровень: - не передает характерные признаки объектов, явлений; - слабо отражает в работе представления о цикличности измений в природе (пейзаж в разное время года); не проявляет инициативу в экспериментировании изобразительными техниками. Средний уровень: - умеет передавать форму предмета в зависимости от его назнечения; - выбирает сюжет для рисования по своему желанию; - робко выбирает и сочетает различные техники по заданному сюжету. Высокий уровень: - выделяет главное в изображении предметов, живых объектов и явлений; - сочетает в одном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим сюжетом. Изображение человека. Низкий уровень: - не знает пропорции человека; - знает части тела человека; - не изображает мелкие детали: рот, глаза, нос, уши. Средний уровень: - выдерживает пропорции человека; - робко изображает части лица; - не изображает ладони (по типу варежки). Высокий уровень: - рисует фигуру человека правильно передавая пропорции; - умет передавать последовательность изображения по частям: сначала большие (голова, туловище), затем мелкие (руки, ноги, рот, нос и т.д.). 10 Декоративное рисование. Низкий уровень: - не умеет самостоятельно применять знание о декоративном искусстве; - не умеет создавать условные (стилизованные) образы; - плохо создает раппорт узора. Средний уровень: - пытается применять знания о декоративном рисовании в своих работах; - при поддержке педагога создает стилизованные образы; - старается правильно использовать стилевые особенности цвета, присущие русским росписям. Высокий уровень: - активно создает (при поддержке) нарядные, обобщенные, условные (стилизованные) образы; - украшает предметы с помощью орнаментов и узоров растительного и геометрического характера; - использует ритм, симметрию в композиционном построении. 11 II. Содержательный раздел. Содержание обязательной части основной образовательной программы дошкольного образования отбирается в соответствии с потребностями и интересами участников образовательных отношений, что позволяет удовлетворить разнообразные образовательные потребности современной семьи и избирательные интересы дошкольников, реализовать развивающий потенциал образования с учетом этнокультурных особенностей. Содержание части формируемой участниками ОО представляется материалами авторской программы и может выбираться и реализовываться взрослыми в соответствии с возрастными особенностями ребенка, готовностью и проявлением его интереса к той или иной тематике. При этом в младшем и среднем дошкольном возрасте взрослые обращают особое внимание на развитие представлений ребенка о близком социальном окружении (моя семья, наш детский сад, родная улица), в старшем дошкольном возрасте ребенок постепенно начинает осваивать представления о родном городе (деревне, поселке), родном крае и родной стране. Взрослый может выделить несколько тематических блоков, работа по каждому из которых будет тесно связана друг с другом. Важная роль в развитии интереса дошкольников к родному краю принадлежит не только педагогу, но и родителям. Взрослым необходимо вместе с ребенком обсуждать доступные для его понимания события, происходящие в городе (селе), крае, поддерживать интерес ребенка к историческим фактам, открытиям в технике, жизни армии и флота, особенностям традиций разных народов, знакомить с разнообразием природного мира родного края. Реализация содержания программы направлена на формирование и развитие у ребенка разных интересов, отвечающих его потребностям, предоставляет возможность свободного выбора форм деятельности, способствует накоплению опыта социального взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Система работы по приобщению дошкольников к истокам народной культуры через использование нетрадиционных изобразительных техник предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непрерывной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Данная программа реализуется в интеграции краеведческой работы в систему воспитательно-образовательного процесса через разные виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно12 исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, а также в процессе взаимодействия с семьями воспитанников. Отличительные особенности: содержание программы охватывает весьма широкий круг деятельности детей дошкольного возраста, с учётом тематического планирования ДОУ. Мотивация и организация деятельности детей, повышение эмоциональной активности осуществляется через использование современных образовательных технологий: -игровая технология -придумывание сказок, рассказов -коллекционирование -эмоционально-чувственное погружение -опытно-экспериментальная деятельность -проектные технологии -центры активности -путешествие по карте, по реке времени -развивающая технология 2.1. Описание образовательной деятельности по направлению «Художественно-эстетическое развитие» Направленность данной дополнительной образовательной программы: развитие художественно-творческих способностей (в первую очередь способности к реализации замыслов посредством использования изобразительных средств выражения), развитие пространственного мышления, тактильной памяти, мелкой моторики, воспитание художественного вкуса, знакомство детей с нетрадиционными изобразительными технологиями. К изобразительным (продуктивным) видам детской деятельности относятся рисование, лепка, аппликация и создание разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала. Все эти виды детской активности играют важную роль в развитии ребенка-дошкольника. Социально-коммуникативному, художественно-эстетическому развитию ребенка способствует возможность проявления им созидательной активности, инициативности при создании рисунка, лепки, поделки и т.п., которые можно использовать самому или показать и подарить другим. В 13 процессе изобразительной деятельности у детей формируется способность к целенаправленной деятельности, волевой регуляции поведения. Для художественно-эстетического развития ребенка важную роль играет моделирующий характер продуктивной деятельности, позволяющий ему по своему усмотрению отражать окружающую его действительность и создавать те или иные образы. И это положительно влияет на развитие воображения, образного мышления, творческой активности ребенка. Творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для игры или украшения быта, заполняет его свободное время интересным и содержательным делом и формирует очень важное умение – самому себя занять полезной и интересной деятельностью. Кроме того, в процессе работы с разными материалами дети получают возможность почувствовать разнообразие их фактуры, получить широкие представления об их использовании, способах обработки используемыми как народными мастерами и ремесленниками прошлого, так и художниками, дизайнерами настоящего. Основные условия успешного развития творческих способностей: - Комфортная психологическая обстановка. - Усвоение различных техник и средств. Многообразие технологий обогащает личный опыт ребенка, усиливают раскрытие творческого потенциала. - Предоставление ребенку свободы в творческой деятельности. Предполагается самостоятельный выбор ребенком материала для выполнения работы, сюжета, техники в творческой деятельности. - Принятие индивидуальных особенностей ребенка. Позитивное оценивание результатов творческой деятельности, позитивные установки повышают самооценку ребенка и формируют адекватную «Я-концепцию». - Доброжелательная помощь взрослых. Занятия предполагают постепенный переход роли педагога от активного взаимодействия с детьми (руководящей – обучающей роли) к менее активному взаимодействию (направляющей роли). Такая система позволяет формировать у дошкольников на основе самостоятельного выводимого опыта самоконтроль, самостоятельность работ, умение доказывать и отстаивать свою точку зрения, а также почувствовать себя творцом. 14 - Помощь со стороны родителей предполагает заинтересованное взаимодействие, выстраивание стратегии воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка, их участие в формировании творческих способностей. Мотивацию творческой деятельности через некритичное оценивание результатов. 2.2. Формы взаимодействия с родителями Групповые формы День открытых дверей. Способ познакомить родителей с содержанием, методами и приемами Открытые занятия воспитания и обучения, условиями детской деятельности. Совместная игровая деятельность. Одним из оптимальных пространств для реализации части идей – есть игровое пространство. Именно в игре ребенок чувствует себя в безопасности, комфортно, ощущает психологический простор и свободу. Через игру взрослым легче корректировать отношения между детьми, прививать навыки самоорганизации, уважительного отношения друг к другу. Родительское собрание. Это основная форма работы с родителями, в которой концентрируется весь комплекс психолого-педагогического взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Наглядная информация. Наглядная информация в виде стендов и уголков. Творческий отчет. Форма представления опыта, отражающая целостную систему работы педагога по решению поставленных задач. Индивидуальные формы Анкетирование, диагностика. Проводится для выяснения запросов родителей, удовлетворенности работой педагога. В целом, чётко организованная работа с родителями носит конструктивный характер, позволяя смоделировать единую образовательную среду в ДОУ. Поскольку именно родители изначально являются главными заказчиками образовательных услуг, специалистам необходимо стремиться уделять должное внимание эффективным формам взаимодействия организаций дополнительного образования с семьями воспитанников. 15 2.3. Методы, формы и способы поддержки детской инициативы Способы и направления поддержки детской инициативы: - поощрение и стимулирование интереса детей к чтению книжек. - поддержка инициативы детей в общении, учитывая их потребность в поддержке взрослых (выслушивание детей с вниманием и уважением, вежливо и доброжелательно отвечают на вопросы и просьбы детей, обсуждают их проблемы, успокаивают и подбадривают расстроенных детей, стремятся избавить ребенка от негативных переживаний). - побуждение детей обращаться ко взрослому с вопросами, суждениями, высказываниями (отвечают на все вопросы ребенка, внимательно относятся ко всякого рода его фантазиям, побуждают детей к познавательному общению во время прогулок, в беседах по поводу прочитанного и т.д.). - побуждение детей к речевому общению между собой (привлекают внимание ребенка к вопросам и высказываниям других детей, побуждая отвечать на них и высказываться). - поощрение самостоятельной творческой активности детей в различных видах деятельности - создание разнообразных условий и ситуаций, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте; - поддержка у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий. 16 III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды Организация предметно-развивающей среды является непременным элементом для осуществления педагогического процесса, носящего развивающий характер. Предметно-развивающая среда как организованное жизненное пространство, способна обеспечить социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности его актуального и ближайшего развития. Предметно-пространственная развивающая среда рассматривается как система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика, для овладения культурными способами деятельности, с ориентацией на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка), мобильную среду и обеспечивать реализацию вариативной части основной образовательной программы в совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности ребенка, с учетом его потенциальных возможностей, интересов и социальной ситуации развития. 3.2. Материально-техническое обеспечение № п/п Наименование количество 1 Бумага для рисования А-3 10 шт. 2 Палитра 10шт. 3 4 5 Простые карандаши Кисти для рисования № 1 Кисти для рисования № 4 10 шт. 10 шт. 10 шт. 6 7 Кисти для рисования № 5 Кисти для рисования № 6 10 шт. 10 шт. 17 8 9 10 Кисти для рисования № 22 Гуашевые краски Акриловые краски 10 шт. 10 шт. 10 шт. 11 12 13 14 15 16 Пальчиковые краски Трафареты Тряпичные салфетки Бумажные салфетки разных цветов Поролон Печати 10 шт. 10 шт. 10 шт. 10 шт. 3.3. Методическое обеспечение Программы 1. Павлова О.В. Изобразительная деятельность и художественный труд. Вторая младшая группа. Конспекты занятий. Волгоград: Учитель,2015 2. Искусство народных мастеров Урала. – Екатеринбург: ИРРО. – 2009. 3. Казакова Р.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2017 4. Изобразительная деятельность и художественный труд с использованием современных материалов в ДОУ: учеб.-метод. пособие. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012 5. Калинина Т.В. Большой лес. Первые успехи в рисовании. СПб: Речь, 2009 6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Вторая младшая группа. М.: Цветной мир, 2013 7. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. СПб.: Каро, 2008 8. Давыдова Т. Рисуем ладошками. М.: ООО Стрекоза, 2010 9. Дидактический демонстрационный материал «Учимся рисовать. Городецкая роспись -1», Изд. «Страна фантазий», 2005г. 10. Дидактический демонстрационный материал «Учимся рисовать. Городецкая роспись -2», Изд. «Страна фантазий», 2005г. 11. Дидактический демонстрационный материал «Учимся рисовать. Гжель -2», Изд. «Страна фантазий», 2005г. 18 12. Дидактический демонстрационный материал «Учимся рисовать. Гжель -3», Изд. «Страна фантазий», 2005г. 13. Дидактический демонстрационный материал «Учимся рисовать. Дымковская игрушка -1», Изд. «Страна фантазий», 2005г 3.4. Учебный план на 2023-2024 год Направленность (образовательная область) Художественноэстетическое развитие Название программы Старшая (5-6 лет) неделя ИЗО-студия 1 (1 год) Продолжительность (СанПин 2.4.1.3049-13) НОД группа год 37 Не более 25 минут 3.5. Расписание образовательной деятельности Доп. обр. услуга/День недели ИЗО-студия (кабинет дополнительного образования) Понедельник Вторник Среда 16.00-16.25 Группа № 1ПУ/И 19 Четверг 16.00-16.25 Группа № 1ПУ/И Пятница Приложение 1 Старшая группа В этой возрастной группе ставятся целый комплекс творческих задач: • обогащение зрительных впечатлений, формирование эстетических чувств и оценок (живопись, графика, народное декоративно-прикладное искусство, архитектура); • учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, орнамент; • проявлять инициативу в выборе сюжетов о семье, о бытовых и природных явлениях (буря, золотая осень, поход в зоопарк, любимые праздники, аквариум и т.д.); • отражать в своих работах обобщенные представления об изменениях в природе (пейзажи в разное время года); • совершенствовать изобразительные навыки и умения. Используя различные материалы (карандаши, краски, сангина, восковые мелки). В старшей группе дети знакомятся с картинами художников и их творчеством (И. Левитан, И. Шишкин, А. Саврасов и т. д.), в которых переданы различные периоды природы. Благодаря этому дети ясно представляют, что осень, зиму, лето можно изобразить по-разному (мазками, линиями, контрастными сочетаниями цветовых пятен и т. д.). Знакомство с жанрами живописи (пейзаж, натюрморт, портрет). Знакомство с творчеством художников-иллюстраторов (Ю. Васнецов, Е. Рачев, В.Конашевич, Е. Чарушин и т. д.) Различают некоторые виды декоративно-прикладного искусства: народная игрушка (Дымка, Романовская), роспись по дереву (хохлома, гжель, городец). Дети учатся рисовать с натуры и по представлению, рассматривать предметы, выделять основные признаки, их форму, строение, соотношение частей по величине, цвет, характерные признаки. Изображают с натуры цветы, комнатные растения, фрукты, учатся рисовать животных, человека, транспорт. Связывают образы по представлению, воображению. Большое значение занимают творческие задания, так как процесс обучения и творчества взаимосвязан. Это явления природы, общественные события, сказочные образы. Технические навыки в рисовании детьми в старшей группе в основном освоены. Но продолжают упражняться в работе с разными материалами: цветные карандаши, цветные мелки, сангина, восковые мелки. Это разнообразит технику, обогащает впечатления детей. К концу года ребенок старшего возраста должен уметь ориентироваться в основных жанрах изобразительного искусства: натюрморт, пейзаж, портрет, скульптура, архитектура. Уметь использовать цвет как средство передачи 20 настроения, состояния, отношения к изображаемому объекту; изображать предметы ближнего и дальнего планов, используя линию горизонта; создавать сюжетные изображения с натуры, например, «Кролик в клетке», «птицы в зимнем саду» и др. Применять различные средства выразительности – рисунок, цвет, пятно, штриховка, композиция, ритм. Перспективное планирование СЕНТЯБРЬ Недели Тема Изображение Материал Цели и задачи 1 неделя «Цветочный хоровод» См. приложение №1 лист альбома, гуашь, кисть №3, репродукции и открытки с изображением цветов, букетов, полян. Учить заполнять рисунком весь лист; формировать умение изменять направление движения от одной дуги к другой. Закрепить навыки рисования округлой формы (овал, круг). Воспитывать аккуратность в работе с гуашью. «Осенние листья» теплая гамма См. приложение №2 Осенние листья: дуб, осина, береза ит.д.; лист альбома; гуашь или акварель, кисть №3 Учить рисовать с натуры, передавая форму и окраску осенних листьев. Совершенствовать технику смешивания красок. Закрепить понятия теплая цветовая гамма (осень); воспитывать внимательность к окружающему миру. «Осень золотая» коллаж См. приложение №3 И.Левитан «Золотая осень», лист бумаги(альбом), акварель, гуашь, кисть №5,2, салфетки для рук, ножницы, клей. Познакомить с техникой коллаж, обучить использованию разных материалов и техник в одном сюжете; выполнить фон акварелью; закрепить навыки рисования деревьев кистью, вырезать кроны деревьев различной формы (круг, овал); вызвать интерес к выполнению работы, формировать композиционные умения. 2 неделя 3 неделя 21 4 неделя «Кошка» (образы домашних животных) См. приложение №4 В.Сутеев «Кто сказал мяу», иллюстрации к сказке художницы Е.Кружковой, игрушка кошка, черная гуашь, кисть №4, лист альбома. Дать понятие «силуэт», изображение животного одним цветом; через характерные особенности животного передать настроение кошки; воспитывать чувства заботы о животных, о братьях наших меньших. ОКТЯБРЬ Недели Тема Изображение Материал Цели и задачи 1 неделя «Дары осени» натюрморт См. приложение №9 Иллюстрации И.Репин «Яблоки», лист альбома; гуашь или акварель, кисть №3. Знакомство с жанром живописи – натюрморт. Учить изображать предметы овальной и круглой формы, изменяя направление движения по одной дуге к другой, композиционно правильно располагать фрукты; закрепить приемы работы кистью по круглой форме; воспитывать аккуратность в работе с красками. «Рябина» См. приложение №10 Лист альбома; гуашь или акварель, кисть №3; иллюстрации И.Грабарь «Рябинка», с изображением рябины и дуба И.Шишкин «Среди долины ровной», салфетки для печати, ватные палочки. 2 неделя 22 Научить видеть различия в породах деревьев, характерные особенности; закреплять знания о различных видах деревьев, сравнивать их по строению; закреплять знания оттенков; развивать технические навыки. 3 неделя «Дуб» См. приложение №11 Большой лист бумаги; кисти тонкие и толстые; И.Шишкин «Среди долины ровной»,уголь, восковой мелок, соус(по выбору) Совершенствовать изобразительные умения и развивать способности к созданию выразительного образа дерева; воспитывать внимание к качеству выполняемой работы. 4 неделя «Городец» спинка стула (узор в полоске) См. приложение №12 Лист альбома; кисть №4,1; гуашь; Готовые изделия с росписью; иллюстрации с росписью. Учить ритмично и симметрично располагать элементы узора; воспитывать интерес детей к основам народного искусства. НОЯБРЬ Недели Тема Изображение 1 неделя «Избушка на курьих ножках» Изображение постройки См. приложение №5 лист альбома, гуашь, кисть, иллюстрации к сказкам «Жихарка», «Аленушка и братец Иванушка» «Идет дождь» См. приложение №6 Лист альбома; гуашь или акварель, кисть №5, цветные мелки; иллюстрации художников с изображением дождливой осени И.Бродский «Опавшие листья» 2 неделя Материал 23 Цели и задачи Учить определять образ постройки, его назначение для героя сказки; Учить правильно подбирать цвета к образу. Закреплять навыки рисования постройки; воспитывать правильное отношение к созданию выразительности объекта. Научить детей передавать настроение через цветовую гамму холодных оттенков; совершенствовать технику штриховки (восковые мелки) (восковые мелки); Продолжать учить работать техникой «помокрому» 3 неделя « Жостовский поднос» См. приложение №7 Подносы с жостовской росписью, открытки иллюстраций с жостовской росписью, шаблоны подносов различной формы, гуашь, кисть №1 и3, засушенные листья Учить создавать композицию узора с добавлением нетрадиционных приемов (коллаж); развивать чувство цвета и композиции; воспитывать интерес к народным промыслам. 4 неделя «Петушок – золотой гребешок» См. приложение №8 Лист альбома; кисть тонкая, гуашь; Игрушки с росписью; шаблон. Научить правильно расписывать дымковского петушка, обогатить зрительное впечатления; Закрепить умение рисовать элементы дымковской росписи; воспитывать эстетические чувства к умельцам народного искусства и оценивать свою работу. ДЕКАБРЬ Недели Тема Изображение Материал Цели и задачи 1 неделя «На лесной полянке» См. приложение №13 Тонированный лист, мелки цветные (пастель или школьные мелки белого цвета) Познакомить с методом растирания (эффект пуха); учить изображать животных (зайчиха и зайчата) цветными мелками; воспитывать бережное отношение к братьям нашим меньшим, проявление заботы о них. Образ фантастического животного «Чудозверь»» См. приложение №14 Лист альбома; акварель, гелевая ручка или черный фломастер 2 неделя 24 Учить рисовать по представлению нетрадиционным способ (клякса); видеть необычное в обычном, дорисовывать детали; вызвать эмоциональный отклик на изображаемый объект (кто это, что делает?) 3 неделя «Домашние животные» См. приложение №15 Лист бумаги; цветные карандаши или фломастер (черный или коричневый), иллюстрации с животными; иллюстрации к книге «Животный мир» Учить передавать правильно пропорции головы и других частей тела; познакомить с различными способами изображения; передавать характерные особенности животного; воспитывать добрые чувства к домашним животным. 4 неделя «Бал - маскарад» См. приложение №16 Костюм Снегурочки, иллюстрации к сказке «Снегурочка», гуашь холодных цветов , кисть №4 и1. Учить использовать разную технику выполнения ; вызвать интерес к сказочному персонажу; выполнить эскиз костюма, развивать фантазию, воспитывать художественный вкус. ЯНВАРЬ Недели Тема Изображение 1 неделя «Ленивица и рукодельница» Портрет См. приложение №17 «Зима в лесу» закат См. приложение №18 2 неделя Материал Альбомный лист; гуашь; акварель; кисть № 3; иллюстрации к сказке «Морозко». Лист альбома 30х40; гуашь, кисть; иллюстрации, репродукции А. Куинджи «Зимний вечер»; Г. Нисский 25 Цели и задачи Развивать умение выражать в портрете свое отношение к герою при помощи цвета: рукодельница – теплая гамма, ленивица – холодная гамма; закреплять умение показывать настроение героя выразительными средствами (линии, цвет); воспитывать интерес к замыслу и выполнению работ. Учить красивому композиционному расположению (дальний – близкий план); закреплять навыки накладывания теней от деревьев: синие, фиолетовые; воспитывать «Подмосковье». интерес к познанию природы более полному отражению впечатлений в работе. 3 неделя «Узоры на окне» Кружево См. приложение №19 Лист тонированной бумаги; белила; кисть №1; Шилов А. «У окна». Дать понятия: округлая линия, завиток, штрих; развивать разнонаправленности движения кисти; пространственную ориентацию на листе; совершенствовать технику рисования концом кисти; воспитывать эмоциональный отклик, художественный вкус, интерес к созиданию творчества. 4 неделя «Роспись чашки» Гжель См. приложение №20 Лист альбома с шаблоном; кисть тонкая; гуашь; посуда и иллюстрации с гжельской росписью. Закреплять умения и навыки рисования тонкой кистью округлых элементов; учить расписывать чашку-шаблон элементами гжельской росписи; развивать воображение при составлении узора, передавая свое отношение к изображаемому. ФЕВРАЛЬ Недели Тема Изображение 1 неделя «Человек в движении» См. приложение №21 «Животные Севера» Коллективная работа См. приложение №22 2 неделя Материал Цели и задачи Лист альбома; гуашь одного Учить рисовать человека в движении цвета; кисть карандаш; (схематично); закрепить умение правильно схема изображения человека. рисовать пропорции человека. Лист ватмана; гуашь холодной гаммы, кисти № 2,6; книга «Животный мир», серия «Животные». 26 Закреплять навыки рисования животных, их простых геометрических форм (круг, овал); учить выполнению коллективной работы; воспитывать внимание, аккуратность в совместной деятельности. 3 неделя «Богатырь» Мужской образ. См. приложение №23 Лист альбома; гуашь по выбору; кисть № 4, 1; панновышивка «Три богатыря»; репродукция В.Васнецова «Богатыри». Познакомить детей с образом сказочного персонажа – богатырская удаль, мудрость, доброта, сила – при рассматривании картины; учить изображать мужской образ сказочного или былинного героя (Илья Муромец, Иванушка, Дядька Черномор); воспитывать чувство патриотизма. 4 неделя «Папин портрет» См. приложение №24 Лист альбома; уголь, сангина – по выбору; Н.Д. Кузнецов «Портрет П.И. Чайковского»; И.Репин «Портрет П.Н. Третьякова»; семейные фотографии. Учить рисовать мужской портрет, продолжая знакомство с жанрами изобразительного искусства (портрет» по репродукциям русских художников; передавать особенности внешнего вида, характер и настроение папы; создавать выразительный образ; пробудить чувство доброты и нежности к родному человеку. МАРТ Недели Тема Изображение Материал 1 неделя «Букет для мамы» См. приложение №25 Лист альбома; гуашь; кисть № 3,1; открытки, иллюстрации с изображением натюрмортов; Н.Тырса «Букет». Закреплять навыки рисования «по – мокрому»; учить прорисовывать тонкой кистью стебельков, усиков; воспитывать любовь и нежность к самому родному человеку - маме. «Первые проталинки» См. приложение №26 Лист альбома; акварель, кисть № 3,4; восковые мелки; репродукции художников о Учить применению сочетания двух материалов (восковые мелки + акварель); закреплять технику «по-мокрому» в 2 неделя 27 Цели и задачи весне. рисовании пробуждения природы (утро); воспитывать интерес к родной природе, эстетического вкуса. 3 неделя «Жар-птица» По мотивам хохломской росписи См. приложение №27 Лист альбома; гуашь теплая гамма, кисти № 4, 1; эскизы, иллюстрации и предметы хохломской росписи, силуэт птицы. Продолжить знакомство с разными видами народного декоративно-прикладного искусства; учить украшать силуэт птицы, учитывая колорит и узор хохломской росписи; закреплять навыки декоративного оформления; развивать фантазию, воображение; воспитывать художественный вкус, эстетическое отношение к предметам искусства. 4 неделя «Транспорт» См. приложение №28 Лист альбома; цветные карандаши, гуашь – по выбору; иллюстрации, эскизы всех видов транспорта. Дать понятие о многообразии транспорта, его назначения; учить передавать в рисунке различные виды транспорта, учитывая их характерные особенности; вызвать эмоциональный отклик, интерес к изображаемым объектам. АПРЕЛЬ Недели Тема Изображение Материал 1 неделя «Сказочный флот» Коллективная композиция. См. приложение №29 Лист ватмана; гуашь; акварель, кисть № 5,1; кисть для клея; клейстер, ножницы»; изображения к сказке «Сказка о царе Салтане»; И.Билибин «Сказка о царе Салтане»; Н. Рерих «Заморские гости» 28 Цели и задачи Учить украшать свои кораблики узорами из простых форм; проявлять фантазию и изобретательность в изображении сказочного флота; воспитывать доброжелательность в индивидуальносовместной деятельности. 2 неделя «Репка» Иллюстрация книжки См. приложение №30 Лист альбома; акварель, кисть № 3; цветные карандаши; иллюстрации к сказке «Репка». Познакомить с процессом оформления книги; вызвать интерес к книжной иллюстрации; закреплять навыки применения различных материалов, процесс последовательности развития сюжета; воспитывать желание радоваться конечному результату. 3 неделя «Пасхальное яйцо» Костюм матрешки. См. приложение №31 Шаблон-яйцо; гуашь; кисть № 1; пасхальные яйца-крашенки; матрешки центров росписи. Познакомить с матрешками (Семеновская,); уточнить элементы декоративного промысла; учить украшать яйцо (шаблон); воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству. 4 неделя «Автопортрет» См. приложение №32 Лист альбома; гуашь – по выбору; кисть; репродукция И. Крамского «Автопортрет»; З.Серебрякова «Автопортрет»; М.Врубель «Автопортрет». Познакомить с особенностями автопортрета, как художник пишет свой портрет; учить передавать характерные особенности лица, соблюдая пропорции; воспитывать интерес и увлеченность в передаче своего настроения в портрете. МАЙ Недели Тема Изображение 1 неделя «Русский костюм» См. приложение №33 Материал Лист с контуром сарафана; цветные карандаши; фломастеры; иллюстрации из серии «Русский костюм» 29 Цели и задачи Познакомить с русской культурой через сказку (костюм Аленушки, Василисы); закреплять умение украшать костюм различными выразительными средствами; воспитывать нравственно-эстетическое отношение к культуре, искусству. 2 неделя «Горные вершины» Рисование по представлению. См. приложение №34 Лист альбома; гуашь; кисть № 4; репродукции Н.Рериха «Гималаи» (серия), макет «Горы». Учить изображению острых вершин гор геометрической формы; закреплять знания и умения рисовать различными цветами в зависимость от времени суток (освещение); воспитание творческих успехов в применении освоенных умений и навыков. 3 неделя «Сказочное дерево» Сила природы. (с элементами аппликации) См. приложение №35 Лист ватмана с шаблоном дерева; акварель, гуашь – по выбору; кисти; иллюстрации к сказкам «Волшебные яблоки»; аппликация – готовые формы. Продолжить форму организации – индивидуально-совместная деятельность; показать единство человека и природы, значение дерева в природе и в жизни человека; учить рисовать по представлению; воспитывать творческий интерес и пробудить живой интерес к природе. 4 неделя «Я рисую мир» Рисунок на асфальте. См. приложение №36 Школьные цветные мелки. Научить детей выбору несложного сюжета, грамотно ориентироваться на большой плоскости; закреплять умение правильно пользоваться мелками, не поранившись, использовать воду и кисти как средство выразительности; вовлечь в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. 30 Приложение 2 Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема: «Фигуры снежного городка» Возрастная группа: 5 лет Форма НОД: игровая деятельность Нетрадиционная техника: кляксография обычная Форма организации (групповая) Словарная работа: Обогащение словаря: кляксография Оборудование: - образец; - бумага тонированная; - жидко разведённая гуашь в мисочке; - пластиковая ложечка Цель: Познакомить с правилами нанесения клякс и накладывания сверху бумаги, развивать воображение и мышление. Этапы (последовательность) деятельности Содержание деятельности Действия, деятельность педагога Подготовительный этап "На полянку, на лужок Показывает движения Тихо падает снежок" Занесло дорожки, Тает на ладошке. (стихи сопровождаются движением рук) 31 Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов Повторяют движения за педагогом Планируемый результат Концентрируют внимание, настраиваются на общение с педагогом. Снег, снег, снег-снежок, Ты куда летишь, дружок? - Я на землю падаю, Ребятишек радую. А сегодня наш снежок попадёт к нам на листок. . Мотивация деятельности Практический Самостоятельная изобразительная деятельность. к Хотите тоже снежки? поиграть Зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой и выливает на тонированную бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается. (свои действия воспитатель комментирует) далее верхний лист снимается, изображение рассматривается, определяется, на что оно похоже. Следят за действиями воспитателя, запоминают алгоритм действий. Говорят, на что они похожи Проявляют интерес к самостоятельной деятельности. этап. Тогда берите ложечки. Наблюдает, оказывает Самостоятельно выполняют Краска белая мешается необходимую помощь, действия. В снег холодный напоминает Высказывают свои предположения. превращается. последовательность Выбирают материалы для И теперь кладём снежок действий. Вашей ложкой на листок. Предлагает завершения работы. Вот какие замечательные определить, на что Рассказывают, что у них Умеют разглядеть и сопоставить форму кляксы с каким либо предметом, могут поделиться друг с другом своим видением. в 32 Умеют фантазировать, учатся мыслить абстрактно. сугробики у нас получились! И они похожи. получилось, у всех разные. Недостающие детали трудно. дорисовываются. Заключительный этап Сегодня наши детки Волшебниками были. Из краски как из снега Друзей себе лепили, А ,может, рисовали, А, может, колдовали. Из белоснежной кляксы Шедевры создавали. что было Спрашивает Рассматривают рисунки, Радость творчества. воспитанников делятся впечатлениями. - чему научились? - что понравилось? Предлагает на прогулке слепить свои произведения из настоящего снега. 33 34