Содержание 1. Целевой раздел……………………………………………………………….3 1.1. Пояснительная записка……………………………………………….3 1.2.Цель и задачи программы…………………………………………….6 1.3. Сроки реализации программы……………………………………….7 2.Содержательный раздел………………………………………………………9 2.1.Ожидаемые результаты и способы определения результативности..9 2.2.Механизм оценивания полученных знаний, сформированных умений и практических навыков у обучающихся……………………………………13 2.3. Формы проведения итогов реализации программы…………………18 3.Организационный раздел…………………………………………………….............................20 3.1.Учебно-тематический план……………………………………………..20 3.2.Содержание программы………………………………………………..22 3.3.Календарный учебный график…………………………………………28 4.Методическое обеспечение………………………………………………..36 2 1. Целевой раздел. 1.1. Пояснительная записка Достижения естественных наук и техники является частью мирового наследия человечества, составляют основу современной цивилизации и благосостояния будущего людей. Каждая из наук имеет свой предмет изучения, однако объединяет их одно – основой и доказательством любой научной гипотезы и теории является исследовательская деятельность, эксперимент. С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155), исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии. Именно исследовательская деятельность, экспериментирование помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, он будет обладать такими качествами как: любознательность, активность, умение ставить гипотезу, провести ее экспериментальную проверку, проанализировать повторяемость наблюдений и полученных результатов, оценить существующие теории и, быть может, создать новые – все это формирует не только исследовательское мышление, но и наблюдательность, любознательность и открытость новому знанию. Метод экспериментирования один из эффективных методов познания закономерностей, явлений и становления основ культурного познания ребёнком окружающего мира. Достоинством этого метода является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопления умственных умений. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах окружающего мира. 3нания, полученные в результате собственного экспериментирования, исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что получены 3 репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее эксперименты, поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Направленность программы Программа дополнительного образования «Маленький исследователь» носит естественно-научную направленность, которая определена особой актуальностью исследовательской деятельности, познавательного развития дошкольников в современных условиях. Новизна и отличительные особенности Новизна программы состоит в том, что разработана и апробирована система экспериментально-исследовательской деятельности как источник самостоятельного познания мира обучающимися. Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы от уже существующих является включение исторического материала, интеграция естественных наук в рамках изучаемых разделов, организация разнообразных игр, наблюдений, использование ИТК, экологических инсценировок, экспериментальной, исследовательской и трудовой деятельности, а также организация познавательного развивающего общения обучающихся. Актуальность Актуальность данной программы основывается на современных ориентирах обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения, а также на развитии потенциала нашей страны, подготовке подрастающего поколения к будущей профессиональной деятельности в области науки и техники. 4 В дошкольном возрасте дети проявляют высокую мотивацию к познанию, им хочется узнать, как работает то или иное устройство, взаимосвязи в окружающем мире, удовлетворить свои потребности в новых впечатлениях. Раннее освоение базовых знаний в области естественных наук становится основой для осуществления проектной деятельности обучающимися, востребованной социумом, в более старшем возрасте. К сожалению, исследовательская деятельность, детское экспериментирование как форма деятельности используются на практике недостаточно широко. В процессе исследовательской деятельности, экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние исследовательской и экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Исследование и экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях. В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Таким образом, исследовательская и экспериментальная деятельность дает детям возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. Знания добытые самостоятельно осознаннее и более прочные. 5 Педагогическая целесообразность Эффективным для овладения детьми исследовательской и экспериментальной деятельностью является технология проблемного обучения, следуя которой ребёнок сам является открывателем нового опыта. О преимуществах данной технологии говорили многие выдающиеся педагоги и психологи: Джон Дьюи, Т. В. Кудрявцев, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин и многие другие. Данная программа позволит дошкольникам самостоятельно приоткрыть дверь в мир естественных наук. 1.2.Цель и задачи программы Основная цель программы: формирование и развитие познавательных интересов, обучающихся через исследовательскую и экспериментальнуюдеятельность, интеграция естественных наук. Задачи программы Обучающие: - познакомить с основами исследовательской и экспериментальной деятельности, этапами и методами организации экспериментов и наблюдений, характерными для естественных наук; - сформировать навыки осуществления экспериментальной деятельности, использования оборудования и измерительных приборов; - сформировать организационные умения и навыки: планировать свою деятельность и осуществлять на практике планируемые экспериментальные действия, осуществлять анализ полученных результатов, сопоставляя с первоначальными гипотезами; - сформировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, физических явлениях; 6 - Способствовать формированию, расширению и углублению представлений дошкольников о воде, бумаге, воздухе, свете, песке и глине, магнитном поле. Развивающие: - развивать умения видеть проблему, искать и находить пути ее решения, вырабатывать гипотезы, классифицировать и систематизировать, делать выводы и умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи и др.; - развитие психических процессов: внимание, память, мышление (логическое, аналитическое, критическое), воображение; - развивать речь, пополнение словарного запаса; - развивать аккуратность, ответственность, последовательность; Воспитательные: - сформировать устойчивый интерес к естественным наукам, любознательность, познавательную открытость; - сформировать уважительное отношение к достижениям человечества в области науки и техники; - воспитание общепринятых норм и правил взаимодействия со взрослыми и сверстниками; - способствовать воспитанию самостоятельности, активности. Возраст, количество обучающихся Программа рассчитана на детей в возрасте от 4 до 6 лет. Численный состав группы: 6-8 детей. 7 1.3.Срок реализации программы, общая продолжительность обучения Программа рассчитана на 2 года обучения. 1-й год обучения – дети 4-5 лет; 2-й год обучения – дети 5-6 лет. Общая продолжительность обучения: 64 часа (1-й год – 32 часа, 2-й год – 32 часа). Формы занятий Занятие осуществляется в познавательной и продуктивной формах. К познавательной форме относятся фронтальные занятия, наблюдения, рассматривание альбомов и фотографий, тематические и ситуативные беседы. К продуктивной форме относятся совместная деятельность педагога с ребенком, самостоятельная деятельность детей (групповая, парная), трудовая деятельность, опыты, игры эксперименты, развлечения. На занятиях применяются исследовательские методы обучения: - репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный и создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений; - продуктивные методы: частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы) и исследовательский (путь к знанию через собственных, творческий поиск). Режим занятий Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий 20 минут. 8 2.Содержательный раздел. 2.1.Ожидаемые результаты и способы определения результативности Ожидаемые результаты 1-го года: Предметные результаты: Обучающиеся будут: - знать названия и способы применения основного лабораторного оборудования и веществ; важнейшие понятия и свойства объектов (веществ) в рамках содержательного компонента программы; этапы построения эксперимента; правила безопасного проведения эксперимента и поведения в лаборатории; - знать физические явления, свойства воздуха, воды, света, цвета, песка, глины; - уметь самостоятельно пользоваться инструментами и приспособлениями; - проявлять поисковую активность и умение извлекать в ходе ее информацию об объекте исследования; - владеть исследовательскими умениями и навыками, проводить экспериментальную деятельность под руководством педагога. Личностные результаты: У обучающихся будут сформированы: - интерес к научным знаниям, любознательность; - уважительное отношение учащихся к достижениям человечества в области науки и техники; - навыки продуктивного взаимодействия обучающегося с другими детьми на основе совместной познавательной деятельности; - аккуратность, терпение, настойчивость в исследовательской деятельности. 9 Метапредметные результаты: Обучающиеся разовьют свои умения в: - выявлении экспериментальной задачи (проблемы); - выработке гипотезы, классификации и систематизации; - планировании деятельности, организации научного эксперимента, анализе полученных результатов и соотнесении результатов с первоначальными гипотезами. Ожидаемые результаты 2-го года: Предметные результаты: Обучающиеся будут: - знать свойства воды и света, магнита и электричества, понятия: движение, равновесие, осязание, обоняние, слух, скорость; - уметь самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом; - достигать результата и обозначать его с помощью условного символа; - по обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действие с ним; - работать с информационным источником; - объяснять причины наблюдаемых явлений или выдвигать гипотезы о них. Личностные результаты: У обучающихся будут сформированы: - эмоциональная основа устойчивого интереса к науке и технике, любознательности, познавательной открытости; - уважительное отношение учащихся к достижениям человечества в области 10 науки и техники, достижениям российских ученых и инженеров. - развитые навыки продуктивного взаимодействия обучающегося с другими детьми на основе совместной познавательной деятельности; - аккуратность, терпение и настойчивость в познавательной деятельности. Метапредметные результаты: Обучающиеся разовьют свои умения в: - выработке гипотезы, классификации и систематизации, установлении причинно-следственных связей, выводов и умозаключений; - повышение уровня математических представлений: овладение умениями и навыками в работе со схемами и моделями, усвоение представлений о таких величинах как длина, масса; - самостоятельной работе над экспериментом, исследованием; - планировании деятельности, организации научного эксперимента, анализе полученных результатов и соотнесении результатов с первоначальными гипотезами; - создании схем, моделей и инструкций при решении учебных и познавательных задач. Способы определения результативности Степень соответствия ожидаемых и полученных результатов устанавливается на основании систематического контроля и сбора информации: - педагогическое наблюдение - беседа - тестирование - рассказы детей 11 - «Книга опытов и экспериментов» (книга, созданная в течение учебного года с фотографиями, описаниями опытов, высказываниями детей) - журнал промежуточных результатов освоения детьми программы по дополнительному образованию (данные методики Л.Н.Прохоровой «Выбор деятельности», данные уровней овладения детьми экспериментальной деятельности Ивановой А.И., индивидуальная карта формирования навыков экспериментирования). Контроль обучения реализуется в различных формах: - Текущий контроль; - Тематический контроль; - Итоговый контроль. Текущий контроль осуществляется на каждом занятии с целью установления качества и эффективности выбранных форм занятий, методов обучения и способов деятельности обучающих, а также с целью проверки усвоения обучающимися содержания программы. Текущий контроль осуществляется с помощью педагогического наблюдения, игр, бесед, индивидуальных и групповых заданий различных типов. Тематический контроль осуществляется по окончании изучения определенного раздела программы с целью установления степени усвоения обучающимися содержания программы и планирования педагогической деятельности на следующих этапах обучения, определения необходимости коррекции знаний и умений детей, повторения уже изученного материала. Тематический контроль организуется в форме образовательных игр, использующих и расширяющих основные понятия, факты, термины и определения раздела с включением задач экспериментального характера. При проведении тематического раздела при необходимости используются тестовые задания, задания проблемного и эвристического характера. Итоговый контроль осуществляется на этапе завершения обучения по данной программе и включает в себя понятия, факты, термины и определения 12 по всему содержанию программы. Обязательной частью итогового контроля является представление обучающимися выполненных индивидуально или в небольших группах самостоятельно разработанных экспериментов, небольших исследований. 2.2.Механизм оценивания полученных знаний, сформированных уменийи практических навыков у обучающихся Проверка знаний, умений и навыков обучаемых происходит 2 раза в год (сентябрь/май). Полученные данные заносятся в «Журнал промежуточных результатов освоения детьми программы по дополнительному образованию». На основе данных, полученных в начале года решаются следующие образовательные задачи: - индивидуализация образования (поддержка ребенка, построение его образовательной траектории в данном направлении); - оптимизация работы с группой детей. Предпочитаемый вид деятельности детьми Цель – выявить место детского экспериментирования в предпочтениях детей, исследовать предпочитаемый вид деятельности. Для этого используется методика «Выбор деятельности», разработанная кандидатом педагогических наук Л.Н. Прохоровой. На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности: 1. Игровая; 2. Чтение книг; 3. Изобразительная; 4. Детское экспериментирование; 13 5. Труд в уголке природы; 6. Конструирование из разных материалов. Ребенку предлагается выбрать 3 ситуации, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора. Все три выбора фиксируются в протоколе цифрами 1, 2, 3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий – 1 балл. Вывод делается по сумме выборов в целом по группе. Результаты оформляются в таблицу. Таблица 2 – Выбор деятельности № Фамилия, имя ребенка Выбор деятельности 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью (4-5 лет) За основу взяты сводные данные о возрастной динамике формирования навыков всех этапов экспериментирования Иванова А.И. Уровень Отношение к экспериментальной Целеполагание Планирование деятельности 14 Реализация Рефлексия Высокий Часто задаёт Делает первые Начинает Выполняет Хорошо понимает вопросы, пытается попытки высказывать инструкции, простейшие искать формулировать предположения содержащие 2-3 одночленные задачу опыта каким может быть поручения причинно- при результат одновременно. следственные связи непосредствен- Работает вместе с Начинает . ной помощи воспитателем, самостоятельно педагога. затем под выполнять непосредственным простейшие контролем. зарисовки. на ответы. них опыта. а Находит и отмечает различия между объектами. Называет причины простейших наблюдаемых явлений и получившихся результатов опытов. Средний Проявляет Понимает При проведении К концу года Понимает любопытство, задачу опыта. простейших начинает простейшие задаёт первые Начинает экспериментов выполнять одночленные вопросы. предвидеть начинает отвечать инструкции, цепочки причинно- некоторые на вопрос: «Как содержащие 2 следственных последствия это сделать?» поручения связей. Отвечает на сразу. вопросы взрослого Самостоятельно по теме наблюдает эксперимента своих действий простые опыты. 15 Низкий Желание что – то Произносят Предугадывает Выполняют Отвечают на сделать выражают фразу: «Я хочу последствия простейшие простые вопросы словами. сделать то – некоторых своих поручения взрослых. то». действий, взрослых. Произносят свидетельствующие проводимых с предметами. фразы, Работают с о понимании помощью событий. воспитателя. Он должен постоянно привлекать внимание ребёнка к наблюдаемом уобъекту. Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью (5-6 лет) За основу взяты сводные данные о возрастной динамике формирования навыков всех этапов экспериментирования Иванова А.И. Уровень Отношение к экспериментально й Целеполагание Планирование Реализация Рефлексия деятельности Высокий Имеет ярко Самостоятельно Принимает Выполняет При поддержке со выраженную формулирует активное участие опыт под стороны педагога потребность задачу, но при в планировании непосредственн формулирует спрашивать у поддержке со проведения ым контролем вывод, выявляет 2- взрослых обо всём, стороны опыта, воспитателя. 3 звена причинно – что неизвестно.. педагога. прогнозирует Умеет следственных результат, с сравнивать связей. помощью объекты, взрослого группировать планирует предметы и деятельность. явления по 16 Выслушивает нескольким инструкции, признакам задаёт .Использует уточняющие несколько вопросы. графических способов фиксации опытов. Средний Часто задаёт Делает первые Начинает Выполняет Хорошо понимает вопросы, пытается попытки высказывать инструкции, простейшие искать на них формулировать предположения содержащие 2-3 одночленные ответы. задачу опыта каким может поручения причинно – при быть результат одновременно. следственные непосредственн опыта. Работает Начинает связи . ой помощи вместе с самостоятельно педагога. воспитателем, а выполнять затем под простейшие непосредственны зарисовки. м контролем. Находит и отмечает различия между объектами. Называет причины простейших наблюдаемых явлений и получившихся результатов опытов. Низкий Проявляет Понимает При проведении К концу года Понимает любопытство, задачу опыта. простейших начинает простейшие задаёт первые Начинает экспериментов выполнять одночленные вопросы. предвидеть начинает инструкции, цепочки причинно- некоторые отвечать на содержащие 2 следственных последствия вопрос: «Как это поручения связей. Отвечает на 17 своих действий сделать?» 18 сразу. вопросы взрослого Самостоятельно по теме наблюдает эксперимента простые опыты. Индивидуальная карта формирования навыков экспериментирования Ф.И. ребенка Возраст Дата заполнения № Диагностика овладения знаниями и умениями год Начало года Конец года экспериментальной деятельности. 1. Умение видеть и выделять проблему 2 Умение принимать и ставить цель 3 Умение решать проблемы 4 Умение анализировать объект или явление 5 Умение выделять существенные признаки и связи 6 Умение сопоставлять различные факты 7 Умение выдвигать гипотезы, предположения 8 Умение делать выводы 2.3. Формы проведения итогов реализации программы Формы подведения итогов реализации программы и достижений обучающихся, осваивающих программу: - «Книга опытов и экспериментов» (книга, созданная в течение учебного года с фотографиями, описаниями опытов, высказываниями детей); 19 - открытые мероприятия; - проведение научных шоу для родителей и сверстников. 20 3.Организационный раздел 3.1.Учебно-тематический план 1-й год обучения № Наименование темы Количество часов п/п 1 Всего Вводное занятие 1 Теория Практика 0,5 0,5 Форма контроля Беседа, методика «Выбор деятельности», Л.Н. Прохоровой 2 Магнит и его свойства 4 1 3 Текущий контроль, открытое мероприятие 21 3 Простые опыты с бумагой 4 1 3 Игра, тематический контроль 4 Экспериментирование с 4 1 3 Опрос, текущий контроль, водой 5 тематический контроль Экспериментирование с 3 0,75 2,25 Опрос, тематический контроль воздухом 6 Занимательные опыты и 4 1 3 Игры 4 1 3 Текущий контроль, тематический эксперименты 7 Свет и его свойства контроль 8 Экспериментирование с 4 1 3 Текущий контроль, тематический песком и глиной 9 контроль Занимательные опыты и 4 1 32 8 3 Тематический контроль эксперименты Итого 24 1-й год обучения № Наименование темы Количество часов п/п 1 Всего Вводное занятие 1 Теория Практика 0,5 0,5 Форма контроля Беседа, методика «Выбор деятельности», Л.Н. Прохоровой 2 Магнит и его свойства 4 2 2 3 Простые опыты с бумагой 4 2 2 Текущий контроль, соревнование Экологическая игра, открытое мероприятие 4 Экспериментирование с 4 2 2 Опрос, тематический контроль с 3 Занимательные опыты и 4 2 2 Игры 4 2 2 Текущий контроль, тематический водой 5 Экспериментирование 1,5 1,5 Опрос, тематический контроль воздухом 6 эксперименты 7 Свет и его свойства контроль 8 Экспериментирование с 4 2 2 песком и глиной Текущий контроль, тематический контроль 22 9 Занимательные опыты и 4 2 2 Тематический контроль эксперименты Итого 32 16 16 3.2.Содержание программы (учебно-тематического плана) 1-й год обучения Название темы Магнит и его свойства Теория Практика Знакомство с понятием 1. «Волшебные магниты» (притягивает/не магнит. Формирование притягивает). «Как достать скрепку из представлений о свойствах воды не замочив руки» (действие магнита магнита. Активизация через стекло). знаний детей об 2. «Магнитные куклы» (действие магнита использовании свойств через картон и бумагу). 23 магнита человеком. 3. «Летающие бабочки» (действие магнита через ткань). 4. «Земля-магнит» (закрепление свойств магнита, практическое упражнение с компасом). Простые опыты с бумагой Знакомство с основными 1. «Бумажный кораблик» (знакомство со свойствами бумаги. Бумага в свойствами бумаги, ее отличием о других жизни человека. Бумага и материалов, узнать как бумага сгибается). экология. 2. «Сколько бумага занимает места в Выяснить как основные пишущие пространстве», средства взаимодействуют с (взаимодействие пишущих предметов с бумагой. бумагой). «Монетка» 3. «Мост из бумаги», «Удержи книжку бумагой» (прочность бумаги), 4. «Экологическая игра» (скорость разложения бумаги в почве). Экспериментирование с водой Формировать знания о 1. «Вода, водица» (прозрачность и значении воды в жизни вкусовые свойства). человека. Знакомство со 2. «Плывет, плывет кораблик» (тонет/не свойствами воды. тонет»), «Вода и пар» (состояние воды, испарение воды). 3. «Замерзшая вода» (состояние воды). 4. «Экологическая сказка» (исследование влияния на воду природного материала). Экспериментирование воздухом с Уточнить понятие детей о 1. «Этот удивительный воздух» (свойства том, что воздух — это не воздуха). невидимка, 2. «Веселый шарик» (скорость воздуха), а реально существующий газ. «Забавные кляксы» (выдувание краски). Расширять представления 3. детей о значимости воздуха в воздуха в пространстве, почве, воде) жизни человека. 24 «Где есть воздух?» (обнаружение Занимательные опыты и эксперименты Закрепление свойств 1. «Цветы лотоса» (закрепление свойств бумаги и воды. взаимодействия воды и бумаги). Закреплять умение 2. «Естественная лупа» (изготовление лупы с применять лупу, знать ее помощью подручных материалов). назначение. Познакомить с 3. «Молочная природными лупами. молока с жиром и пищевыми красителями). Знакомство с рисованием 4. «Говорящая веревка» (распространение на молоке. Знакомство с звука). палитра» (взаимодействие понятие звук. Свет и его свойства Знакомство с понятием 1. «Эффект радуги» (свойства, движение свет, его значении для света), «Солнце греет краски» (свойства жизни на Земле. Объяснить улавливания теплого света разными цветами). как 2. человек использует «Солнечное затмение» (свойство знания о свете для различных прохождения солнечных лучей), «Может ли целей разные светить отключенная лампочка» (свойства почему трения и получения света). дня 3. (создает источники света), происходит смена ночи. и «Очки» (представление о светофильтрах). 4. «Путешествие в зазеркалье» (отражение света от различных поверхностей). 25 Экспериментирование песком и глиной с Познакомить детей со свойствами природных 1. «Песочная страна» (свойства песка), «Глина, какая она?» (свойства глины). материалов: почвы, песка, 2. «Песочные часы» (сыпучесть песка). глины. 3. «Посадка песка, Взаимодействие глины с водой, луковицы» (где луковица вырастет быстрее). высокой температурой. 4. «Песок и глина» (представление овлиянии Использование песка и высоких температур на песок и глину) глины людьми. Занимательные опыты и Закрепление полученных 1. «Мы фокусники» эксперименты знаний. Постановка различных материалов с магнитом). самостоятельных опытов и 2. «Дождевые облака» (свойства воды). экспериментов. 3. «Исчезающая (взаимодействие монетка» (свойства света). 4. Самостоятельные опыты и эксперименты. 1-й год обучения Название темы Магнит и его свойства Теория Закрепление понятии Практика знаний магнит, о его 1. «Намагничивание» притягивает). (притягивает/не «Тянем-потянем» (действие свойствах. Знакомство со магнита через стекло, бумагу, ткань). способностью 2. «Кто сильнее?» (магнитная сила). металлических предметов намагничиваться, с полюсами магнита. 3. «Полюсы магнитов» 4. «Земля-магнит» (закрепление свойств магнита, практическое упражнение с компасом) Простые опыты с бумагой Закрепление основных 1. «Кулечек» (исследование бумаги на свойств бумаги. Бумага в удержание сыпучих материалов). жизни человека. Бумага и 2. «Шпагатики» (исследование прочности экология. бумаги на разрыв). 3. «Экологическая сказка» (какой упаковочный материал менее вреден для окружающей среды), 26 4. «Экологическая игра» (скорость разложения бумаги в почве). Экспериментирование с водой Закрепить знания о 1. «Вода, водица» (свойства воды). значении воды в жизни 2. «Как замерзает река?» (состояние воды, человека. Знакомство со изменение, измерение температуры). свойствами 3. «Радуга» (изменение цвета воды). воды. Дать представление о зависимости изменения 4. «Экологическая сказка» (исследование влияния на воду природного материала). температуры воды от ее количества. Экспериментирование воздухом с Уточнить понятие детей о 1. «Этот удивительный воздух» (свойства том, что воздух это не воздуха). невидимка, 2. «Веселый шарик» (скорость воздуха), а реально существующий газ. «Забавные кляксы» (выдувание краски). Расширять представления 3. детей о значимости воздуха в воздуха в пространстве, почве, воде) жизни человека. 27 «Где есть воздух?» (обнаружение Занимательные опыты и эксперименты Закрепление свойств 1. «Цветы лотоса» (закрепление свойств бумаги и воды. взаимодействия воды и бумаги). Закреплять умение 2. «Естественная лупа» (изготовление лупы с применять лупу, знать ее помощью подручных материалов). назначение. Познакомить с 3. «Молочная природными лупами. молока с жиром и пищевыми красителями). Знакомство с рисованием 4. «Говорящая веревка» (распространение на молоке. Знакомство с звука). палитра» (взаимодействие понятие звук. Свет и его свойства Закрепление понятия свет, его 1. «Уличные тени» (появление тени, ее значение для жизни на Земле. зависимость от направления света). Закрепить знания о том, как 2. «Волшебные зеркала» (свойство человек использует знания о прохождения света). свете для различных целей 3. (создает света), Экспериментирование с песком и глиной разные почему «Может ли светить отключенная источники лампочка» (свойства трения и получения происходит света). смена 4. «Темный космос» (почему в космосе дня и ночи. темно, отсутствие отражения света). Закрепление о 1. «Песочная страна», «Глина, какая она?» природных (свойства песка, глины, представление о материалов: почвы, песка, влиянии высоких температур на песок и глины. глину). свойствах песка, знаний Взаимодействие глины с водой, 2. «Песочные часы» (сыпучесть песка). высокой температурой. 3. «Посадка Использование песка и вырастет быстрее). глины людьми. 4. «Кладоискатели» луковицы» (где луковица (закрепление свойств песка и глины) Занимательные опыты и эксперименты Закрепление полученных 1. «Можно ли висеть на голове» (свойства знаний. Постановка магнита). самостоятельных опытов и 2. экспериментов. электрических зарядов). «Танцующая фольга» (свойства 3. «Секретное письмо» (свойства света). 4. Самостоятельные эксперименты. 28 опыты и 3.3.Календарный учебный график Вводное занятие Учебный контроля 1 проведения Место занятия Время Форма Беседа Тема занятия 1 Число Месяц п/п Количество № Форма 1-й год обучения методика класс «Выбор деятельности», Л.Н. 29 Прохоровой 2 Познавательно- 1 экспериментальное 3 Познавательно- 1 экспериментальное 4 Познавательно- 1 экспериментальное 5 Познавательно- 1 экспериментальное 6 Познавательно- 1 экспериментальное 7 Познавательно- 1 экспериментальное 8 Познавательно- 1 экспериментальное 9 Экологическая 1 игра 10 Познавательно- 1 экспериментальное 11 Познавательно- 1 экспериментальное 12 Познавательно- 1 экспериментальное 13 Экологическая 1 сказка 14 Познавательно- 1 экспериментальное 15 Познавательно- 1 экспериментальное 16 Познавательно- 1 экспериментальное 17 Познавательноэкспериментальное 1 Магнит и его Учебный Текущий свойства класс контроль Магнит и его Учебный Текущий свойства класс контроль Магнит и его Учебный Открытое свойства класс мероприятие Магнит и его Учебный Текущий свойства класс контроль Простые опыты с Учебный Игра бумагой класс Простые опыты с Учебный бумагой класс Простые опыты с Учебный бумагой класс Простые опыты с Учебный Тематический бумагой класс контроль Экспериментирование Учебный Опрос с водой класс Экспериментирование Учебный с водой класс Экспериментирование Учебный Текущий с водой класс контроль Экспериментирование Учебный Тематический с водой класс контроль Экспериментирование Учебный Опрос с воздухом класс Экспериментирование Учебный с воздухом класс Экспериментирование Учебный Тематический с воздухом класс контроль Занимательные Учебный Игра опыты класс эксперименты 30 и Игра Игра Опрос Опрос 18 Познавательно- 1 экспериментальное Занимательные Учебный опыты класс и Игра эксперименты 19 Познавательно- 1 экспериментальное Занимательные Учебный опыты и класс Игра эксперименты 20 Познавательно- 1 экспериментальное Занимательные Учебный опыты и класс Игра эксперименты 21 Познавательно- 1 Свет и его свойства экспериментальное 22 Познавательно- 1 Свет и его свойства экспериментальное 23 Познавательно- 1 Свет и его свойства экспериментальное 24 Познавательно- 1 Свет и его свойства экспериментальное 31 Учебный Текущий класс контроль Учебный Текущий класс контроль Прогулочная Текущий площадка контроль Учебный Тематический класс контроль 25 Познавательно- 1 экспериментальное 26 Познавательно- 1 экспериментальное 27 Познавательно- 1 экспериментальное 28 Познавательно- 1 экспериментальное 29 Научное шоу 1 Экспериментирование Прогулочная Текущий с песком и глиной площадка контроль Экспериментирование Учебный Текущий с песком и глиной класс контроль Экспериментирование Учебный Текущий с песком и глиной класс контроль Экспериментирование Прогулочная Тематический с песком и глиной площадка контроль Занимательные Учебный Тематический опыты и класс контроль Занимательные Учебный Тематический опыты и класс контроль Занимательные Прогулочная Тематический опыты площадка контроль Занимательные Учебный Тематический опыты и класс контроль эксперименты 30 Научное шоу 1 эксперименты 31 Научное шоу 1 и эксперименты 32 Игра 1 эксперименты Вводное занятие Учебный контроля 1 проведения Место занятия Время Форма Беседа Тема занятия 1 Число Месяц п/п Количество № Форма 1-й год обучения методика класс «Выбор деятельности», Л.Н. Прохоровой 2 Познавательноэкспериментальное 1 Магнит и его Учебный Текущий свойства класс контроль 32 3 Познавательно- 1 экспериментальное 4 Познавательно- 1 экспериментальное 5 Познавательно- 1 экспериментальное 6 Познавательно- 1 экспериментальное 7 Познавательно- 1 экспериментальное 8 Познавательно- 1 экспериментальное 9 Экологическая игра 1 Магнит и его Учебный Текущий свойства класс контроль Магнит и его Учебный Соревнование свойства класс Магнит и его Учебный Текущий свойства класс контроль Простые опыты с Учебный Игра бумагой класс Простые опыты с Учебный Открытое бумагой класс мероприятие Простые опыты с Учебный Игра бумагой класс Простые опыты с Учебный бумагой класс 33 Игра 10 Познавательно- 1 экспериментальное 11 Познавательно- 1 экспериментальное 12 Познавательно- 1 экспериментальное 13 Экологическая 1 сказка 14 Познавательно- 1 экспериментальное 15 Познавательно- 1 экспериментальное 16 Познавательно- 1 экспериментальное 17 Познавательно- 1 экспериментальное Экспериментирование Учебный с водой класс Экспериментирование Учебный с водой класс Экспериментирование Учебный с водой класс Экспериментирование Учебный Тематический с водой класс контроль Экспериментирование Учебный Опрос с воздухом класс Экспериментирование Учебный с воздухом класс Экспериментирование Учебный Тематический с воздухом класс контроль Занимательные Учебный Игра опыты класс и Опрос Опрос Опрос Опрос эксперименты 18 Познавательно- 1 экспериментальное Занимательные Учебный опыты и класс Игра эксперименты 19 Познавательно- 1 экспериментальное Занимательные Учебный опыты и класс Игра эксперименты 20 Познавательно- 1 экспериментальное Занимательные Учебный опыты и класс Игра эксперименты 21 Познавательно- 1 Свет и его свойства экспериментальное 22 Познавательно- 1 Свет и его свойства экспериментальное 23 Познавательно- 1 Свет и его свойства экспериментальное 24 Познавательно- 1 Свет и его свойства экспериментальное 25 Познавательно- 1 Экспериментирование 34 Учебный Текущий класс контроль Учебный Текущий класс контроль Прогулочная Текущий площадка контроль Учебный Тематический класс контроль Прогулочная Текущий экспериментальное 26 Познавательно- 1 экспериментальное 27 Познавательно- 1 экспериментальное 28 Познавательно- 1 экспериментальное 29 Научное шоу 1 с песком и глиной площадка контроль Экспериментирование Учебный Текущий с песком и глиной класс контроль Экспериментирование Учебный Текущий с песком и глиной класс контроль Экспериментирование Прогулочная Тематический с песком и глиной площадка контроль Занимательные Учебный Тематический опыты и класс контроль Занимательные Учебный Тематический опыты и класс контроль Занимательные Прогулочная Тематический опыты и площадка контроль эксперименты 30 Научное шоу 1 эксперименты 31 Научное шоу 1 эксперименты 35 32 Игра 1 Занимательны Учебный Тематический еопыты и класс контроль эксперименты 4.Методическое обеспечение 1. Болушевский С., Яковлева М. 100 научных опыторв для детей и взрослых в комнате, на кухне, на даче / ООО «Издательство «Эксмо», 2015; 2. Вайткене Л.Д., Филиппова М.Д. Опыты и эксперименты / Москва : Издательство АСТ, 2017; 3. Зубкова Н.: Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет// Речь, 2013; 4. Рыжова Н. А. Волшебница –вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997; 5. Рыжова Н.А.Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2; 6. Рыжова Н.А.. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2; 7. Султанова М.Н Простые опыты с природным материалом/ Хатбер-пресс, 2016; 8. Султанова М.Н. Простые опыты с бумагой/ Хатбер-пресс, 2016; 9. Султанова М.Н. Простые опыты с водой/ Хатбер-пресс, 2016; 10. Султанова М.Н. Простые опыты с воздухом/ Хатбер-пресс, 2016; 11. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста//Дошкольная педагогика, 2001. — № 1; 12. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников, Азбука воспитания, 2017; 13. Картотека опытов для детей 5–6 лет; 14. Картотека опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста. 15. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2005; 16. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детскомсаду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ 37 «Сфера», 2004; 17. Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование/ Е. В. Марудова. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016; 18. Поддьяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников смногосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990; 19. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА.Детское экспериментирование — путьпознания окружающего мира// Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001; 20. Шутяева, Е. А. Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория длядошкольников и младших школьников. Методическое руководство для педагогов/ Е. А. Шутяева. – М.: издательство «Ювента», 2015. 38