Дополнительная общеобразовательна программа художественно-эстетической направленности Разноцветные ладошки

Содержание
1. Пояснительная записка.
2. Актуальность.
3. Цель.
4. Задачи.
5. Структура.
6. Сроки реализации программы.
7. Методы обучения.
9. Материалы.
10. Перспективный план занятий.
11. Использованная литература.

1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и
развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с
самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В
процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и
эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности.
Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности:
зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него
самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые,
должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности,
которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние
всего общества.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет
детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное
рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает
новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в
качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка,
позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для
себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Работа по изобразительному искусству предоставляет неиссякаемые
возможности для всестороннего развития детей раннего и младшего
дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение
детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая
деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты - все это
воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его
духовный мир. Опыт работы свидетельствует: рисование необычными

материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить не
забываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, - это и процесс, и
результат практической деятельности, прежде всего художественного
творчества.
1.1. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной
программы 2-3 года.
Направленность данной дополнительной программы: учить передавать
образную выразительность изображаемых предметов, развивать эстетическое
восприятие, развивать пространственное мышление, тактильную память,
мелкую моторику, вызывать положительный эмоциональный отклик
красоту

создаваемых

работ,

знакомство

детей

с

на

нетрадиционными

изобразительными технологиями.
Актуальность.
Не секрет, что маленькие дети исследователи по своей природе, их
внимание привлекает все удивительное и необычное. Желание узнавать чтото новое необходимо маленькому человеку, как воздух. Это его главная цель
впервые годы жизни. Существует множество приемов, пользуясь которыми
можно

создать

оригинальные

работы,

не

имея

при

этом

особых

художественных навыков. От таких занятий ребенок получает не только
огромное удовольствие, но и пользу. Использование нетрадиционного
рисования в образовательном процессе в первую очередь связано с
возможностью использования его как средства развития мелкой моторики
рук.

Использование

пальчикового

рисования

обеспечивает

хорошую

тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает
точность, координацию мелких движений пальцев. Как известно, всё это
стимулирует развитие речи у детей.

1.2.

Цели и задачи программы

Цель: Обучение

приемам

нетрадиционной

техники

рисования.

Задачи:
- Сформировать у детей изобразительные навыки и умения.
- Развивать у детей воображение и мышление.
- Побудить желание рисовать.
-Вовлекать детей в диалог в процессе создания коллективных и
индивидуальных работ.
1.3. Структура занятий:
Работа по данному направлению проводится следующим образом.
Первый этап направлен на формирование эмоционального контакта,
потребности в общении с взрослым и включает сенсорные, подвижные,
пальчиковые

игры.

Стремясь

установить

доверительные

отношения,

воспитатель обращается к ребенку по имени, с улыбкой, осуществляет
тактильный контакт, проявляет внимание к настроению, желаниям, чувствам.
Обучение

проводится

в

мягкой

форме

без

насилия.

Второй этап направлен на развитие зрительного внимания, образного
видения, восприятия предметов и их свойств (величины, формы, цвета,
количества

деталей).

На

этом

этапе

проводится

работа

по

совершенствованию и дифференциации мелких движений пальцев, кисти
рук, зрительно-двигательной координации. Дети обучаются работать с
различными инструментами, изготовлению рисунков с использованием
различных художественных техник (пальчики - палитра, печать от руки,
тампонирование и так далее). На третьем этапе реализуется задача развития у
детей умения искать и находить сходство рисунка с предметом и называть

его; способность понимать, «читать» свой рисунок, находить среди работ
свой рисунок.
Формы работы:
1. Практические занятия, в т. ч. Беседы об окружающих предметах,
о живой и неживой природе, о красоте изображаемых предметов,
рассматривание художественных альбомов, иллюстраций,
репродукций.
2. Выставки работ.

Сроки реализации программы:
Программа «Разноцветные ладошки» предназначена для детей 2-3 лет и
рассчитана на 1 год обучения.
Непрерывная образовательная деятельность по решению задач
дополнительного образования детей по программе «Волшебные краски»,
проводится во вторую половину дня 1 раз – в неделю .
Продолжительность непрерывно образовательной деятельности по
реализации программы дополнительного образования детей 10 минут.
Методы обучения:
- Словесный (рассказ-объяснение, беседа,);
- Наглядный (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий);
- Практический (выполнение упражнений, овладение приемами работы,
приобретение навыков).
Планируемые результаты:
- создают дети образы, используя различные изобразительные материалы и
техники;
– формируются изобразительные навыки и умения в соответствии с

возрастом;
- развивается мелкая моторика пальцев рук, воображение,
самостоятельность;
- проявляется творческая активность и развитие уверенности в себе.
Материалы: листы бумаги, гуашь, краски, ватные палочки, влажные
салфетки, кисточки с жестким ворсом.
Нетрадиционные техники рисования
-Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и
наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска
разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска
смывается.
- Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку
или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на
бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.
После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Рисование ватными палочками (метод тычка): кончик палочки просто
окунается в краску (лучше всего использовать гуашь), а затем ребёнок
оставляет отпечатки на основе.
- Метод тычка с помощью поролона: во время рисования тычком нужно
помнить, что гуашь в баночке должна быть густой. Эта техника позволяет
многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков
разные композиции
- Рисование бумажной втулкой: берем одну втулку целиком и разрезаем её
тонкими полосками, приблизительно до середины, по кругу целиком. Края
втулки отгибаем. Кисточкой наносим краску на втулку и прикладываем на
лист.

2. Содержательный раздел.
2.1. Перспективный план работы «Разноцветные ладошки»
нетрадиционная техника рисования на 2023-2024 учебный год
Сентябрь.
1. «По ровненькой дорожке» (рисование пальчиками)
2. «Украсим платочек» (рисование с помощью поролонового тычка)
3. «Дождик» (рисование пальчиками)
4. «Осень к нам пришла» (рисование ладошками и пальчиками, коллективная
работа)
Октябрь.
1. «Яблочко» (рисование пальчиками)
2. «Ягодка за ягодкой» (рисование ватной палочкой)
3. «Цветочки» (рисование с помощью поролонового тычка)
4. «Солнышко» коллективная работы (рисование ладошками)
Ноябрь.
1. «Разноцветное дерево» (рисование ватными палочками)
2. «Ягоды на тарелочке» (рисование с помощью поролонового тычка)
3. «Рябинка» (рисование пальчиками)
4. «Подсолнушек» (рисование ладошками, коллективная работа)
Декабрь.
1.«Рукавичка» (рисование пальчиками)
2. «Елочные игрушки» (рисование с помощью поролонового тычка)
3. «Снежинки» (рисование пальчиками)
4. «Елочка» коллективная работа (рисование ладошками)
Январь.
1. «Гриб мухомор» (рисование пальчиками)

2. «Снежные комочки большие и маленькие» (рисование тычком большим и
маленьким)
3. «Бабочки» коллективная работа (рисование ладошками)
Февраль.
1. «Зимушка» (рисование ладошками)
2. «Весёлый снеговик» (рисование пальчиками)
3. «Украшение чайного сервиза» (рисование с помощью поролонового
тычка).
4. «Гуси лебеди» коллективная работа (рисование ладошками)
Март.
1. «Цветы для мамы» (рисование ладошками)
2. «Угощение для кукол» (рисование пальчиками)
3. «Бусы для матрешки» (рисование с помощью поролонового тычка)
4. «Цветочная поляна» (рисование ладошками, коллективная работа)
Апрель.
1. «Весёлые осьминожки» (рисование ладошками и пальчиками)
2. «Звездное небо» (рисование пальчиками)
3. «Укрась яичко» (рисование ватными палочками).
4. «Гуси лебеди» коллективная работа (рисование ладошками)
Май.
1.

«Праздничный

салют»

(рисование бумажными

2. «Лягушка» (рисование ладошками)
3. «Бабочка» (рисование ватными палочками)
4. «Божьи коровки на лужайке» (рисование пальчиками).

втулками)

Использованная литература
• Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1
и 2- М.: Издательство Скрипторий 2003», 2008
• Лыкова И.А. Цветные ладошки
• Интернет-ресурсы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».