Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
ДЕТСКИЙ САД № 352
620137 г. Екатеринбург, ул. Кулибина, 5
тел. 389-14-53, 389-16-73
Принято
Педагогическим советом
протокол № ___
от «____» ____________ 2024 г.
Утверждаю
Заведующий МБДОУ
детский сад № 352
________ Е.В. Грушина
приказ №________
от «____» _________2024 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ЗАНЯТИЯ ЭКОПЛАСТИКОЙ»
для детей дошкольного возраста (5-6 лет)
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 1 ГОД
Направленность - художественная
Разработчик: педагог дополнительного образования,
Шаехова Полина Алексеевна
Екатеринбург,2024
Содержание
Наименование разделов
Страница
Целевой раздел
3
1.1.
Пояснительная записка
3
1.2.
Цели и задачи реализации Программы
5
1.3.
Принципы и подходы к формированию Программы
5
1.4.
Возрастные и индивидуальные особенности детей
6
1.5.
Планируемые результаты
8
1.6.
Развивающее оценивание качества образовательной
9
1.
деятельности по программе
2.
2.1.
Содержательный раздел
10
Учебно-тематический план второго модуля обучения
11
(5-6 лет)
Способы методы и средства реализации программы
16
3.
Организационный раздел
18
3.1
Материально-техническое обеспечение
18
3.2
Условия реализации программы
18
4.
Список литературы
20
2.2.
2
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Занятия экопластикой» художественной направленности разработана в
соответствии с основополагающими документами:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273
«Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Постановление главного санитарного врача Российской Федерации от
28 сентября 2020 г. N 28 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
4. Закон Свердловской области от 15.07. 2013 № 78-ОЗ «Об образовании
в Свердловской области»
5. Методические рекомендации Министерства образования и науки
Российской
Федерации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (2015 г.) (на основании письма №09-3442 от
18.11.15 Департамента государственной политики в сфере воспитания детей
и молодежи Министерства образования и науки РФ);
6. Приказ от 26.06.2019 № 70-Д "Об утверждении методических
рекомендаций
«Правила
персонифицированного
финансирования
дополнительного образования детей в Свердловской области";
7. Концепция развития дополнительного образования детей
(Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
8. Учебный план МБДОУ детский сад №352.
Данная программа разработана для построения системы педагогической
деятельности по экопластике с детьми 5-6 лет, обеспечения гарантии
качества содержания, создания условий для практического освоения задач
данного предмета, обеспечения индивидуального развития и раскрытия
творческого потенциала каждого ребенка.
Основой для разработки данной программы стали:
Наиболее полное раскрытие творческих потенциалов личности
дошкольника в ДОУ, определяется через выбор художественно-эстетическое
направление, обеспечения индивидуального развития каждого ребёнка.
Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют
процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки
находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая
моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами
сознания, как внимание, мышление. Оптико-пространственное восприятие
(координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная
память речи).
3
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся
дальнейшая
жизнь
ребенка
требует
использования
точных,
координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы
одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных
бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон,
развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать
смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет
выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными
строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится
контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как
он учится запоминать определенные положения рук и последовательность
движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми
упражнениями. Он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно
ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет
логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная
речь.
Отличительная особенность программы в том, что она носит
комплексный характер овладения процессом технологии с различными
материалами, включая изучение различных технологических приемов их
обработки, расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное
воображение, эстетический вкус, творческие способности.
Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с
разными материалами, ребята не только создают своими руками полезные
изделия, но и познают радость творчества. Творческий подход к работе,
воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды
общественно-полезной деятельности.
Занятия проходят в форме художественно-дидактических игр,
упражнений и творческих работ. С удовольствием занимаясь по данной
программе, воспитанники приобретают чувство личной ответственности,
укрепляют психическое и физическое здоровье, развивают творческое
отношение к предмету - все это позволяет сделать вывод о педагогической
целесообразности программы.
Актуальность программы.
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих
мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного
учреждения. Художественная деятельность – ведущий способ эстетического
воспитания
детей
дошкольного
возраста,
основное
средство
художественного развития детей. Основой художественного воспитания и
развития ребенка является искусство. Художественно-эстетическое
воспитание помогает усвоению искусствоведческих знаний, умений,
навыков, развивает способности к изобразительному творчеству.
4
Активная работа по программе способствует развитию творческих
способностей, воспитанию эстетической культуры и трудолюбия детей,
развитию воспринимать «прекрасное», расширению кругозора.
Экопластика - вид художественного творчества, в котором
художественные образы создаются из разных природных материалов.
«Экопластика» включает в себя такую составляющую как
экологичность, что предполагает, с одной стороны, натуральность и
естественность (безвредность для здоровья), с другой стороны,
необходимость бережного отношения к природе (культура поведения и
отношения к природному окружению).
Новизна программы.
Для детского творчества из природного материала характерно
стремление к созданию реальной предметной среды. Экопластика
предоставляет детям дошкольного возраста возможность максимально
реализовать игровые интересы и желания. Они создают забавные игрушки,
оригинальные картины, подарки для близких людей.
Экопластика, или создание изделий и композиций из природного
материала, - одно из любимейших занятий детства.
1.2. Цели и задачи реализации программы
Цель программы: развитие художественно-творческих способностей
детей 5-6 лет средствами нетрадиционного создания композиций, путём
использования природного материала. Развитие и укрепление мелкой
моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных
видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих
задач:
1. Развивать изобразительные способности, художественный вкус,
творческое воображение.
2.Учить детей способам создания поделок, средствам их выразительного
исполнения.
3.Организовывать коллективную работу детей при создании
произведений сюжетно-декоративного характера.
4.Познакомить с различными видами нетрадиционных техник
рисования, аппликации и лепки.
5. Формирование у детей моторики рук и умение пользоваться
различными приемами работы с природным материалом.
6. Сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его
индивидуальных способностей, творческого потенциала.
1.3. Принципы и подходы в организации образовательного процесса.
Организация образовательного процесса программы составлена с учетом
принципов и подходов к формированию образовательных программ,
5
отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте:
1)
обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится
активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом
образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4)
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5)
сотрудничество ДОУ с семьей;
6)
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства;
7)
формирование познавательных интересов и познавательных
действий ребенка в художественно-эстетической деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие
условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
- создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного
отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными,
добрыми,
любознательными,
инициативными,
стремящимися
к
самостоятельности и творчеству;
- максимальное
использование
разнообразных
видов
детской
деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности
образовательного процесса;
- творческая организация (креативность) воспитательнообразовательного процесса;
- вариативность использования образовательного материала,
позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и
наклонностями каждого ребенка;
- уважительное отношение к результатам детского творчества;
- единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи.
1.4. Возрастные и индивидуальные особенности детей
Специфической чертой «Экопластики» является ее тесная связь с игрой.
Организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к продуктивной
деятельности, расширяет возможности общения со сверстниками и
взрослыми.
Для того чтобы деятельность детей стала осмысленной, понятной и
отвечающей в полной мере их потребностям, в работе используется
интегрированный подход. Построение процесса обучения на интегративной
основе позволяет гармонизировать работу двух полушарий мозга.
Происходит слияние образного и логического мышления. При этом
интеграция содержания предполагается не в рамках одного занятия, а в
границах нескольких занятий. Объединяющим ядром выступает общий
6
познавательный контекст.
Систематическая
тренировка
пальцевой
моторики
является
стимулирующей для общего развития ребенка, особенно для развития речи.
Поэтому на занятиях по экопластике применяются различные пальчиковые
игры, массаж кистей рук с проговариванием стихов.
Программа дополнительного образования «Занятия экопластикой»
адресована детям 5-6 лет.
Образовательный процесс происходит с учетом возраста воспитанников
и состоит из двух уровней – базового и усложненного:
Задачи художественно-творческого развития детей 5-6 лет с учетом их
возрастных и индивидуальных особенностей:
1.
Знакомить детей с произведениями разных видов искусства
(живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство,
архитектура) для обогащения зрительных впечатлений, формирование
эстетических чувств и оценок.
2.
Развивать умение замечать общие очертания и отдельные детали,
контур, колорит, узор, показывая, из каких деталей складываются
многофигурные композиции, как по-разному выглядит с разных сторон один
и тот же объект.
3.
Упражнять детей в создании сюжетных композиций из
природного материала – засушенных листьев, лепестков, семян; развивать
чувство цвета и композиции.
4.
Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, вызвать
желание сохранять ее красоту в аранжировках и флористических
композициях.
5. Поощрять детей воплощать в художественной форме свои
7
впечатления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное
творческое начало.
6.
Развивать умение грамотно отбирать содержание будущей
поделки («населять» лес, водоем, пустыню соответствующими обитателями;
на лугу изображать ромашки, васильки, колокольчики, а в саду – розы, астры,
тюльпаны).
7.
Поддерживать желание передавать характерные признаки
объектов и явлений на основе представлений, полученных из наблюдений или
в результате рассматривания репродукций, фотографий (у золотого петушка
разноцветный хвост, ярко-красный гребень и бородка); отражать в своих
работах обобщенные представления о цикличности изменений в природе
(пейзажи в разное время года).
8.
Продолжать закреплять и обогащать представление детей о
цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы.
9. Развивать умение смешивания красок и получения новых цветов; при
декоративном рисовании создавать элементы узора всем ворсом кисти или
концом.
10.
Формировать представления о художественных ремеслах (резьба
и роспись по дереву, гончарное дело), знания о том, какими материалами и
инструментами пользуются мастера.
11.
Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть,
фломастер, цветной мелок, использовать их при создании изображения.
12. Формировать и закреплять представление о форме предметов
(круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине,
расположении их частей.
13.
Создать условия для развития ребенка как личности, мастера,
художника.
14. Воспитывать эстетическое отношение к действительности,
трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое
дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное
отношение к используемым материалам.
1.5. Планируемые результаты
По завершении обучения по программе:
- дети научаться различать, называть и применять на практике
нетрадиционные способы изображения при помощи природного материала;
- научатся приемам работы нетрадиционным художественным
материалом;
- у детей разовьется мелкая моторика рук;
- сформируется способность смотреть на мир и видеть его глазами
художников, замечать и творить Красоту;
- разовьется творчество и фантазия, наблюдательность, воображение,
ассоциативное мышление и любознательность;
8
- появится любовь и уважение к изобразительному искусству;
- сформируется художественный вкус и чувство гармонии;
- сформируются навыки самостоятельности;
- будут способны создавать поделки, используя средства выразительного
исполнения;
- выполняют совместную коллективную работу при создании
произведений сюжетно-декоративного характера;
- знают различные виды нетрадиционных техник
рисования,
аппликации и лепки;
- проявляют индивидуальность, творческий потенциал;
- владеют комплексом технических навыков и умений, необходимых для
ее реализации;
- имеют опыт художественного рукоделия с разными материалами.
1.6. Развивающее оценивание качества образовательной
деятельности по программе
Концептуальные основания развивающего оценивания качества
образовательной деятельности определяются требованиями Федерального
закона «Об образовании в Российской Федерации», а также Стандарта, в
котором определены государственные гарантии качества образования.
Программой
не
предусматривается
оценивание
качества
образовательной деятельности на основе достижения детьми планируемых
результатов освоения программы.
Ожидаемые результаты, представленные в программе:
- не подлежат непосредственной оценке;
- не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так
и промежуточного уровня развития детей;
- не являются основанием для их формального сравнения с реальными
достижениями детей;
- не являются основой объективной оценки соответствия установленным
требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;
- не являются непосредственным основанием при оценке качества
образования.
Программой предусмотрен мониторинг динамики развития детей,
динамики их образовательных достижений, основанных на методе
наблюдения и включает:
– педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную
с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей
оптимизации;
Организация имеет право самостоятельного выбора инструментов
педагогической диагностики развития детей, в том числе, его динамики.
В соответствии со Стандартом и принципами программы оценка
качества образовательной деятельности по программе:
1. поддерживает ценности развития и позитивной социализации ребенка
9
дошкольного возраста;
2. учитывает факт разнообразия путей развития ребенка в условиях
современного постиндустриального общества.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Форма организации деятельности воспитанников на занятии: групповая,
подгрупповая.
Форма проведения занятий – игровая, любое задание превратить в
интересную и выполнимую для ребенка задачу. Каждое занятие
эмоционально окрашено, по содержанию занятия подобраны упражнения,
игры, музыка.
Особенности осуществления образовательной деятельности по
программе.
При распределении разделов программы учитывались возрастные
особенности детей от 5 до 6 лет. Данный возраст характеризуется высокой
интенсивностью физического и психического развития. В этот период
повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более
координированными становятся движения. Развивается мышление и
воображение, больше фантазируют, сочиняют, конструируют.
Дети дошкольного возраста чрезвычайно непосредственны и
эмоциональны. Игра доставляет им большую радость. Ребенок интересуется
окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально
вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится
проявлять настойчивость в своих работах для достижения результата.
При организации образовательной деятельности необходимо обеспечить
единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при
этом следует решать поставленные цели и задачи.
Используемые технологии обучения:
1. Игровые технологии, активизирующие деятельность воспитанников.
В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности.
2. Технология обучения в сотрудничестве и развивающее обучение.
3. Информационно-коммуникационные технологии.
4.Здоровьесберегающие технологии.
Способы работы:
1.Отрезание или обрывание полосок или кусочков от листа бумаги.
2.Вырезание по контуру предметов и комбинирование из них
композиций.
3.Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение.
4.Наклеивание кусочков и комочков бумажных салфеток.
10
5.Наклеивание ниток на плоскостное изображение.
6.Скрепление различных деталей.
7.Моделирование из природного материала: плодов растений, семечек,
ваты, ватных дисков, крупы.
8.Комбинирование природных материалов с различными другими
материалами.
9.Лепка предметов из теста, пластилина.
10.Выкладывание мозаики из пластилина на плоскостной рисунок.
2.1. Учебно-тематический план первого модуля обучения (5-6 лет)
Сентябрь
№
1
2
3
4
Тема
занятий
Техника
Программное содержание
Познакомить с новой техникой «отпечаток
листьями». Развивать мелкую моторику рук и
Осенний
«Отпечаток
творческие способности. Воспитывать
букет
листьями»
аккуратность.
Учить работать с различным материалом.
Аппликация из
Развивать мелкую моторику рук и творческие
Грибок
семян и крупы способности, воображение.
Учить создавать объемные поделки из бумаги,
Конструирование работать ножницами. Учить склеивать детали
Гусеница
в кольцо. Развивать мелкую моторику рук и
из бумаги
творческие способности, воображение.
Продолжаем знакомить с пальчиковой
Рисование
живописью. Развивать мелкую моторику рук и
Рябинка
красками
творческие способности, воображение.
Октябрь
№
Тема
занятий
1
Осеннее
дерево
2
Лисичка
Техника
Программное содержание
Учить детей самостоятельно катать шарики из
салфеток. Аккуратно наклеивать. Создать
Аппликация из
эмоциональный настрой. Совершенствовать
бумаги
мелкую моторику рук, воображение,
мышление. Воспитывать аккуратность
Учить создавать поделки из природного
материала (листья), дополнять деталями из
Природный
пластилина. Развивать мелкую моторику рук и
материал
творческие способности. Воспитывать
аккуратность
11
3
4
Учить создавать объемные поделки из бумаги,
Конструирование работать ножницами. Учить склеивать детали
Рыбка
в кольцо. Развивать мелкую моторику рук и
из бумаги
творческие способности, воображение.
Учить раскатывать кусок пластилина.
Закрепляем навыки разминания, примазывая
Листопад Пластилинография их к листу картона. Передавать
выразительность образу с помощью крупы.
Развивать мелкую моторику рук.
Ноябрь
№
1
2
3
4
Тема
занятий
Техника
Программное содержание
Упражнять детей в складывании заготовки
пополам по прямой, вырезании круга из
Объемная
Колобок
квадрата. Развивать мелкую моторику рук и
аппликация
творческие способности,
Продолжаем знакомить с техникой
оригами. Учить складывать бумагу.
Проговаривать свои действия. Развивать
Кот
Оригами
мелкую моторику рук. Воспитывать
аккуратность
Учить создавать объемную аппликацию из
Объемная
бумаги. Учить склеивать заготовки друг с
Фрукты
другом. Развивать воображение, мышление.
аппликация
Воспитывать аккуратность
Учить раскатывать кусок пластилина.
Пластилинография Закрепляем навыки разминания,
Рыбки в
Коллективная скатывания. Развивать мелкую моторику
аквариуме
рук, воображение, умение работать в
работа
коллективе.
Декабрь
№ Тема занятий
1
Деревья в
инее
2 Снежный дом
Техника
Программное содержание
Учить работать с различным материалом.
Аппликация из Развивать мелкую моторику рук и
творческие способности, воображение.
соли
Воспитывать аккуратность.
Знакомим с новой техникой- обрывная
аппликация. Учим детей отрывать
Аппликация из
маленькие кусочки бумаги и заклеивать по
бумаги
контору заготовку. Развивать мелкую
моторику рук. Воспитывать аккуратность
12
3
Варежки
4
Елочка
Учить наклеивать вату по контору,
аккуратно дополнять работу деталями.
Аппликация из
Развивать мелкую моторику рук и
хлопка
творческие способности. Воспитывать
аккуратность
Продолжаем знакомить с техникой
оригами. Учить складывать бумагу.
Проговаривать свои действия. Развивать
Оригами
мелкую моторику рук. Воспитывать
аккуратность
Январь
№ Тема занятий
1
2
3
4
Программное содержание
Познакомить с новой техникой
рисование мылом. Закреплять умение
рисовать различные декоративные
Морозные
Рисование мылом элементы, завитки, круги, мазки. Учить
узоры
закрашивать лист равномерно краской.
Развивать мелкую моторику рук.
Воспитывать аккуратность
Закрепляем навыки работы с крупой.
Равномерно закрашиваем заготовку,
Снеговик
Аппликация крупой дополняем декоративными элементами.
Развивать воображение, мышление.
Воспитывать аккуратность.
Учить создавать поделки из природного
материала (шишки), дополнять
деталями из пластилина. Развивать
Птица
Природный материал
мелкую моторику рук и творческие
способности. Воспитывать
аккуратность.
Знакомим с новой техникой- обрывная
аппликация. Учим детей отрывать
маленькие кусочки бумаги и заклеивать
Лисичка Аппликация из бумаги по контору заготовку. Учим сочетать в
работе разный материал. Создавать
эмоциональный настрой
№ Тема занятий
1
Барашек
Техника
Февраль
Техника
Программное содержание
Учить создавать поделки из природного
Природный
материала (шишки), дополнять деталями
материал
из пластилина. Развивать мелкую
13
2
Машинка
3
Папин
галстук
4
Черепаха
моторику рук и творческие способности.
Воспитывать аккуратность.
Закреплять умение и навыки склеивать
Конструирование детали петелькой, упражнять в вырезании
кругов из квадратов, склеивании узких
из бумаги
цилиндров.
Продолжаем знакомить с техникой
оригами. Учить складывать бумагу.
Проговаривать свои действия. Дополнять
Оригами
работу декоративными элементами.
Развивать мелкую моторику рук.
Воспитывать аккуратность
Учить создавать поделки из бросового
материала (скорлупа грецкого ореха),
Природный
дополнять деталями из пластилина.
Развивать мелкую моторику рук и
материал
творческие способности. Воспитывать
аккуратность.
Март
№ Тема занятий
Техника
1
Пушистый
кот
Рисование
красками
2
Вазочки для
мам
Аппликация из
бумаги
3
Вербочки
Аппликация из
хлопка
4
Мимоза
Аппликация из
бумаги
Программное содержание
Учить передавать образ в новой технике
«рисование сухой кистью». Развивать
мелкую моторику рук и творческие
способности. Воспитывать аккуратность.
Закреплять умение и навыки в
наклеивании мелких деталей. Учить
декоративному оформлению предметов.
Развивать мелкую моторику рук и
творческие способности. Воспитывать
аккуратность
Учить наклеивать вату по контору,
аккуратно дополнять работу деталями.
Развивать мелкую моторику рук и
творческие способности. Воспитывать
аккуратность
Закреплять умение и навыки в
наклеивании мелких деталей. Создать
эмоциональный настрой.
Совершенствовать мелкую моторику и
творческие способности. Воспитывать
аккуратность
14
№ Тема занятий
Техника
1
Ландыш
Аппликация из
хлопка
2
Ракета
Оригами
3
Воздушный
шар
Аппликация из
бумаги
4
Бабочка
Кляксография
№ Тема занятий
Техника
1
Цветы
Рисование
красками
2
Салют
Кляксография
3
Одуванчик
Аппликация из
бумаги
4
Тюльпан
Оригами
Апрель
Программное содержание
Учить наклеивать вату по контору,
аккуратно дополнять работу деталями.
Развивать мелкую моторику рук и
творческие способности. Воспитывать
аккуратность
Продолжаем знакомить с техникой
оригами. Учить складывать бумагу.
Проговаривать свои действия. Дополнять
работу декоративными элементами.
Развивать мелкую моторику рук.
Воспитывать аккуратность
Учить склеивать детали, упражняя в
создании образа предмета, состоящего из
несколько частей, создавая рельефную
поделку. Знакомить с воздушным
транспортом.
Развивать творческое воображение. Учить
дорисовывать мелкие детали, создавая из
цветовых пятен (образ). Воспитывать
эстетический вкус, интерес к рисованию.
Май
Программное содержание
Закреплять умение рисовать различные
декоративные элементы, завитки, круги,
мазки. Развивать мелкую моторику рук.
Воспитывать аккуратность
Развивать творческое воображение. Учить
дорисовывать мелкие детали, создавая из
цветовых пятен (образ). Воспитывать
эстетический вкус, интерес к рисованию.
Учить передавать части растений,
аккуратно наклеивать. Создать
эмоциональный настрой.
Совершенствовать мелкую моторику рук,
воображение, мышление. Воспитывать
аккуратность
Закрепляем умение в складывании бумаги.
Проговаривать свои действия. Дополнять
работу декоративными элементами.
Развивать мелкую моторику рук.
15
Воспитывать аккуратность.
2.3. Способы методы и средства реализации программы
Экопластика – вид детского художественного творчества, в котором
художественные образы создаются из разных материалов в сотворчестве с
великим художником – природой. Это слово строится на основе двух
производных слов «экология» (наука о доме, как среде обитания в широком
смысле этого понятия) и «пластика» (динамичная форма и процесс
формообразования в самом общем смысле). Термин «экопластика» вводится
с нами в один смысловой ряд с такими понятиями, как «конструирование из
природного материала», «флористика» и «дизайн».
«Конструирование из природного материала» подразумевает
создание разного рода целостностей путей их преобразования или
соединения частей (Л.А. Парамонова).
«Флористика» – вид декоративно-прикладного искусства, в котором
произведения создаются, как правило, из листьев и лепестков (на плоскости)
и представляют собой картины и аранжировки для благоустройства
интерьера.
«Дизайн» (от англ. Design – проектировать, конструировать) – это
деятельность, связанная с конструированием вещей, машин, интерьеров. От
инженерного конструирования дизайн отличается тем, что все дизайнизделия воплощают в единстве принципы удобства, экономичности,
эргономичности и красоты.
Детский дизайн может быть ориентирован на эстетическую
организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов
(игрушек, сувениров, предметов одежды и интерьера), составляющих среду
для ребенка. Продукты детского дизайна-творчества могут быть
использованы детьми сразу же – в играх и в быту.
Детская дизайн-деятельность сходна с рукоделием, поэтому ее можно
назвать дизайн-рукоделием (Л.В. Пантелеева). Продукты детского дизайнтворчества могут быть использованы детьми сразу же – в играх и в быту.
Понятие «экопластика» включает в себя и такую многогранную
составляющую как экологичность, что предполагает, с одной стороны,
натуральность и естественность (то есть безвредность для здоровья), с другой
стороны, необходимость бережного отношения к природе (культура
поведения и отношения к природному окружению).
Экопластика, или создание оригинальных картин, изделий и композиций
из природного материала, – одно из любимейших занятий детства. Малыши
старательно приглаживают перышки к шишке – получается забавная птичка,
соединяют несколько желудей пластилином – выходит гусеница, а потом
играют с ними как с настоящими игрушками.
Художественный образ рождается на основе готовой природной формы
(шишки, ветки, ракушки), с сохранением ее исходных признаков и свойств
(цвет, фактуру, конфигурацию).
Содержание творческих занятий строится на создании детьми 4-7 лет
16
оригинальных аранжировок, аппликативных картин, лесных скульптур,
флористических композиций-инсталяций, из таких материалов, как листья,
ветки, и плоды деревьев, садовые и декоративные цветы, ржаная и
пшеничная соломка, соленое тесто (тестопластика).
Аранжировка из природного материала – один из видов
изобразительного искусства, в котором произведения создаются из живых
или засушенных растений, подобно тому, как в живописи они получаются с
помощью красок, в скульптуре посредством пластики форм и линий.
Основное назначение аранжировок из природного материала – развивать
чувство гармонии, создавать ощущение живой природы, поэтому исходные
материалы обычно соответствуют текущему сезону. Для детских
аранжировок пригодится любой материал – все, что можно собрать на
прогулке, привезти с дачи, принести из леса.
Инсталяция (англ. Installation – установка, размещение, монтаж)
пространственная композиция, созданная из различных элементов – бытовых
предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов.
Главная цель инсталляции – создание в определенном объеме особого
художествеено-смыслового пространства, построение на неординарном
сочетании тривиантных вещей, выявляющего в них новые смысловые
значения и чувственные качества, скрытые от обыденного восприятия.
Тестопластика – искусство создания объемных и рельефных изделий из
теста (соленого, заварного, сдобного), которые используются как сувениры
или для оформления оригинального интерьера.
Для всестороннего развития творческих способностей детей
дошкольного возраста в кружковой деятельности использованы следующие
методы и приёмы:
Методы
Приемы
1.Последовательное -Конструктивный – является наиболее простым и
знакомство с
заключается в том, что изображаемый предмет
различными видами создают из отдельных частей. Его чаще использую на
экопластики
начальных этапах обучения, когда у детей еще нет
навыка.
-Пластический – здесь нужны хорошие навыки
работы, знания передаваемого предмета, его формы и
пропорции, пространственное представление.
-Комбинированный – этот вид включает в себя как
конструктивный, так и пластический. Так выполняют
изделия, из разнообразных фрагментов природного
материала.
Словесный метод
-беседа, рассказ;
-объяснение, пояснение;
-вопросы;
-словесная инструкция.
17
Наглядный метод
-рассматривание наглядных пособий (картины,
рисунки, фотографии);
-показ выполнения работы (частичный, полностью).
Структура поэтапного проведения занятий:
1.Организационный момент
2.Начало занятия Эмоциональный настрой.
Пальчиковые игры и гимнастики по возрасту. Рассматривание объекта.
Образец (несколько вариантов).
Объяснение,
показ
(последовательность
выполнения
задания,
предполагаемый результат).
3.Ход занятия
Самостоятельная умственная и практическая деятельность. Выполнение
всех поставленных задач (индивидуализация обучения, создание условий,
чтобы каждый ребенок достиг результата).
4.Итог занятия
Подведение итогов и оценка результатов учебной деятельности. Очень
важно на данном этапе привлекать к оценке и самооценке результатов
деятельности воспитанников.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально - техническое обеспечение программы
Для успешной реализации данной программы необходимо:
- технические средства обучения: музыкальный центр, компьютер;
- ножницы, простые и цветные карандаши, ластики, клей ПВА,
фломастеры, гуашь, кисточки, двусторонняя цветная бумага, цветной
картон, листы А4, салфетки, стаканчики; CD диски и т.д.;
- природный материал: засушенные растения, листья, веточки, семена,
шишки, камешки, пух, перья, мох и т.д.;
- виды бытовых отходов: пенопласт, пластик (сэндвич панели), ткань
разных цветов;
- крахмал, крупа, мука, соль, вода;
- бросовый материал.
Учебно-наглядные пособия: плакаты; иллюстрации; игрушки;
дидактические игры; художественные произведения (стихи, загадки и т. д.).
3.2. Условия реализации программы
Срок освоения программы для детей с 5-6 лет составляет 1 год.
Продолжительность учебного года по дополнительной общеразвивающей
программе художественной направленности «Занятия экопластикой»
составляет 42 недели.
18
Организация учебного процесса. Обучение по программе предполагает
использование
приоритетных
форм
занятий:
коллективные
и
индивидуальные. Программа также включает разные виды занятий: учебное
занятие, занятие – игра, открытое занятие.
Срок реализации: 1 год.
Программа «Занятие экопластикой» направлена на развитие творческих
способностей детей. Занятия проводятся с детьми 5-6 лет. Длительность
занятий определяется возрастом детей:
- в старшей группе не более 25 мин (дети 5-6 лет).
Оценка качества реализации образовательной программы по
дополнительной общеразвивающей программе «Занятие экопластикой»
включает в себя педагогическую диагностику два раза в год – в начале
учебного периода (сентябрь) и по окончании учебного периода (май).
19
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Берсенева Т. К. Ткань. Бумага. Тесто. М. «Астрель», 2001г.
2. Ерлыкин «Поделки своими руками» Москва «ТРИЭН». 1997 г.
3. Лутцева Е. А. «Технология. Ступеньки к мастерству» Москва «ВентанаГраф». 2003 г.
4.И.В.Новикова "Конструирование из бумаги" Ярославль «Академия
развития». 2010 г.
5. Петрова И. М. «Объемная аппликация» Санкт-Петербург «Детство –
Пресс», 2007 г.
6. Нагибина М. И. «Природные дары для поделок и игры» Ярославль
«Академия развития». 1998 г7
8. М. М. Евдокимова «Волшебные краски» М. «Школьная пресса» 2001 г.
8. Волшебные шнурочки: Пособие для занятий с детьми/ Авт. -сост. А. В.
Белошистая, О. Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2007.
9.И.А.Лыкова «Художественный труд в детском саду» Москва 2010 г.
10.З.А. Богатеева «Занятия аппликацией в детском саду» Москва 1988г.
11. И. Лыкова Художественный труд в детском саду. Экопластика:
аранжировки и скульптуры из природного материала. М.: Карапуз, 2010.
20