352. Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности ШАХМАТЫ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
ДЕТСКИЙ САД № 352
620137 г. Екатеринбург, ул. Кулибина, 5
тел. 389-14-53, 389-16-73
Принято
Педагогическим советом
протокол № ___
от «____» ____________ 2024г.

Утверждаю
Заведующий МБДОУ
детский сад № 352
________ Е.В. Грушина
приказ №________
от «____» _________2024.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
физкультурно-спортивной направленности
«ШАХМАТЫ»
для детей дошкольного возраста (5-7 лет)
Срок реализации программы: 2 года

Составитель: Шерстобитова Ю.В.,
педагог дополнительного образования

г. Екатеринбург, 2024 г.

2

Содержание
Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка………………………………………….…… 3
1.2. Цель и задачи программы……………………………………….……13
1.3. Содержание программы………………………………………………16
1.4. Ожидаемые результаты…………………………………………….…23
Раздел №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график………………………………………..25
2.2. Условия реализации программы……………………………………...28
2.3. Формы аттестации………………………………………………….….30
2.4. Оценочные материалы………………………………………………...30
2.5. Методические материалы……………………………………………. 33
2.6. Список литературы…………………………………………………....41
Приложение

3

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»

Предлагаемая

1.1 Пояснительная записка
«Шахматы - это가
не просто가
спорт.
Они делают가
человека мудрее가
и
дальновиднее, помогают가
объективно
оценивать сложившуюся가
ситуацию,
просчитывать поступки가
на
несколько «ходов» вперёд».
В. В. Путин 가
программа 가 имеет физкультурно-спортивную 가

направленность, что отражено가
в содержании가
программы.
Согласно принципу проектирования и реализации дополнительных
общеобразовательных программ данная программа имеет «Базовый уровень»
подготовки детей. «Базовый уровень» предполагает использование и
реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение
специализированных знаний по шахматам, гарантировано обеспечивают
трансляцию общей и целостной картины содержания Программы.
Программа составлена в соответствии с действующими нормативноправовыми документами:
 Закон Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
 Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
 Приказ Минпросвещения России от 30 сентября 2020 г. № 533 «О внесении
изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам,
утвержденный приказом Министерства просвещения России от 9 ноября
2018 г. № 196»;
 Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
 Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 №
09-3242
«Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые

4

программы);
 Постановление Государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. СП
2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
 Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (протокол заседания
проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07
декабря 2018 г. № 3);
 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года, (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015
г. № 996-р);
 Устав МБДОУдетский сад № 352.
Шахматы живут가
и развиваются가
около двух가
тысячелетий. Их долголетию가
можно только가
позавидовать. Чем же가
они привлекательны? Прежде가
всего, тем,
что шахматы가
представляют человеку가
возможность творческого가
соревнования.
Сегодня шахматы-это가
и спорт, и가
искусство, и наука. Это가
активный культурный가
отдых и가
целый мир가
переживаний и가
ощущений. Каждый находит가
в них가
что-то
своё. Красивые가
партии, комбинации, окончания, задачи восхищают가
нас порой가
не меньше, чем 가
хорошее музыкальное 가
произведение или 가
талантливая игра 가
актёра.
Детский сад 가
– первая ступень 가
общей системы 가
образования, главной
целью가
которой является가
всестороннее развитие가
учащегося. Большое значение 가
для развития 가дошкольника имеет 가организация системы 가дополнительного
образования 가в ДОУ, которое 가
способно обеспечить 가
переход от 가интересов
учащегося 가к развитию 가их способностей. Развитие 가творческой активности 가
каждого учащегося 가представляется главной 가задачей современного 가
дополнительного образования가
в ДОУ가
и качества가
образования в가
целом. Одним
из가
условий управления가
качеством образования, согласно가
требованиям ФГОС,
является가
оптимизация педагогического 가
процесса, которая осуществляется 가
в
результате 가работы по 가следующим направлениям: обновление 가содержания
образования, организация 가
образовательного пространства. Дополнительное 가
образование детей가
дошкольного возраста가
является актуальным가
направлением
развития가
дошкольного учреждения.
Актуальность данной 가 программы вызвана 가 потребностями
современных가
детей и가
их родителей, а가
так же가
ориентирована на가
социальный
заказ 가общества. Программа базируется 가на современных 가требованиях
модернизации 가системы образования 가и обусловлена 가необходимостью
формирования 가
и развития 가
с дошкольного 가
возраста таких 가
важных качеств 가
учащегося, как память, логическое 가мышление, внимание и 가воображение,
усидчивость; в процессе가
обучения шахматной가
игре вырабатываются가
важные

5

практические 가
навыки - умение 가
предпринимать волевое 가
усилие и 가
доводить
начатое가
дело до가
конца.
Обучение игре в шахматы содействует не только достижению уровня
шахматной подготовки, но и формированию критичности мышления и
объективности самооценки, развитию способности планировать собственные
действия. Шахматы являются 가
идеальной 가
моделью для 가
успешного развития 가
способности действовать가
в уме. Обычно가
все эти способности가
формируются с가
5-6 - летнего возраста, поэтому 가самый подходящий 가возраст для 가начала
изучения가
шахмат - это가
старшая и가
подготовительная группы가
детского сада.
Именно 가 поэтому
была 가 разработана
дополнительная 가
общеобразовательная общеразвивающая программа 가«Шахматы», в 가основу
которой가
легли методические가
рекомендации Сухинина가
И. Г., Весела И., Веселы 가
И., Москалёва В. А.
Педагогическая целесообразность 가
данной программы 가
заключается в 가
успешном развитии 가у учащихся 가навыков практической 가и аналитической 가
деятельности в 가процессе изучения 가основ игры 가в шахматы; в 가овладении
компьютерными가
технологиями в가
процессе игры가
в шахматы; в가
формировании
и 가развитии логического 가мышления у 가учащихся; в развитии 가нагляднообразного мышления, воспитании 가усидчивости, целеустремленности; в
развитии가
личностных качеств가
(стрессоустойчивость, внимательность, умение
концентрировать가
внимание). Так же가
значение программы가
состоит в가
том, что
она 가направлена на 가организацию содержательного 가досуга учащихся,
удовлетворение 가их потребностей 가в активных 가формах познавательной 가
деятельности. Обучение по 가данной программе 가обладает и 가мощным
воспитательным 가потенциалом. Учащиеся, участвуют в 가играх учатся 가
взаимному уважению, преодолевают 가
психологические и 가
коммуникативные
сложности.
Новизна и 가отличительные особенности 가
программы заключаются в 가
творческом переосмыслении가
существующих систем가
и методик가
преподавания
предмета. Методическое 가сопровождение включает 가в себя 가интересный
шахматный 가материал и 가направлен на 가активизацию познавательной 가и
творческой 가деятельности учащихся, способности 가
действовать в 가
уме, учет
индивидуальных가
и коллективных가
творческих способностей. Также 가
новизна
данной 가программы заключается 가 в расширении 가 образовательного
развивающего 가пространства и 가подключении обучающихся 가к участию 가в
соревнованиях가
различного уровня.
Адресат Программы.
Программа ㅤсоставлена на ㅤвозраст детей ㅤ5-7 лет, её реализация ㅤ

6

предполагает 2 года. 5-7 лет - это период жизни ребенка, который принято
называть старший дошкольный возраст. В это время ребенок активно познает
мир, взаимоотношения людей и уже готов приобретать конкретные знания,
которые будут постепенно готовить его к школе. К 5-7 годам дети способны
внимательно слушать педагога, понимать и удерживать цель занятия. Но при
условии значимости мотива действий, а для этого необходимо применять
игровую структуру в обучении. Шахматы – это, прежде всего, игра. При
помощи игрового метода учащиеся приобретают способность к абстрактнологическому мышлению, к умению выбирать, анализировать, проводить
игровой план.
Наполняемость учебной группы 10 человек. Вид детской группы:
постоянная. Группы формируются ㅤ
на условиях ㅤ
свободного набора. Форма
обучения: очная.
Объем Программы.
Рекомендуемое количество

занятий

на

освоение

Программы

воспитанником: максимальная образовательная нагрузка воспитанника
составляет 72 часа, в том числе:


на первом году обучения 36 часов по 25 минут для детей 5-6 лет;



на втором году обучения 36 часов по 30 минут для детей 6-7 лет.
Планируемые результаты структурированы по ключевым задачам,

заявленным в программе и соответствуют требованиям, предъявляемым
ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы.
У обучаемых будет:
• сформировано представление об истории шахмат и выдающихся
шахматистах;
• умение владеть основными шахматными терминами;
• представление о шахматной доске, ориентироваться на ней;
• умение

различать

и

называть

шахматные

фигуры;

правильно

расставлять их на шахматной доске в исходное положение; расставлять
необходимые позиции, в том числе и для самостоятельного обучения;

7

• сформировано представление об элементарных правилах игры; умение
играть малым числом фигур; правильно применять правила игры;
• сформирован устойчивый интерес к игре в шахматы и способность
действовать в уме;
• умение планировать ловушки, и увлекательные комбинации в игре;
отвлекать защищающие фигуры; совершать атаки на пешечное прикрытие
короля; нападать и защищаться в дебюте;
• развиваться мышление, воображение, память, воля, абстрактно
логическое мышление, интеллект; умение строить простые логические
рассуждения, вырабатывать способность к небольшому анализу своих
действий;
• знакомство с элементами матовых позиций; умение ставить маты на
последней горизонтали и выставлять защиту на последней горизонтали;
• возможность участвовать в мероприятиях ДОУ, района по шахматам
(конкурсы, олимпиады, соревнвания, турниры);
• планировать занятия шахматами в режиме дня, организовывать отдых
и досуг.
Отличительной가
особенностью программы가
является:
 Поэтапное освоение 가учащимися предлагаемого 가курса, что даёт 가
возможность учащимся 가с разным 가
уровнем развития 가освоить те 가
этапы
сложности, которые가
соответствуют их가
способностям;
 Методика индивидуального가
подхода к가
каждому учащемуся가
при помощи가
подбора заданий가
разного уровня가
сложности.
Индивидуальный подход 가базируется на 가личностно-ориентированном
подходе가
к учащемуся, при가
помощи создания가
педагогом «ситуации가
успеха» для
каждого가
учащегося, таким образом가
данная методика가
повышает эффективность가
и результативность 가 образовательного процесса. Подбор 가 заданий
осуществляется 가
на основе 가
метода наблюдения 가
педагогом за 가
практической
деятельностью가
учащегося на가
занятии.
Срок реализации.

8

Программа ㅤреализуется в ㅤходе дополнительной ㅤобразовательной
деятельностиㅤ
и предусматриваетㅤ
2 учебных года: 72 часа (1 академический часㅤ
в неделю) на весь период обучения. Календарный годовой график
предполагает реализацию программы в течение 36 недель, не охватывая
летний период. Максимальная ㅤнедельная образовательная ㅤнагрузка не ㅤ
превышает допустимого ㅤобъема, установленного СанПиН ㅤ2.4.4.3172-14 и
составляет ㅤ
25 минут дляㅤ
учащихся 5-6 лет (старшая дошкольная группа), 30
минут

для ㅤ учащихся

6-7лет

(подготовительная

к

школе

группа),

предусматривает физкультминутки ㅤ
и подвижные ㅤ
игры. Занятия проводятся ㅤ
очно 2 раз вㅤ
неделю.
Формы организации образовательного процесса и познавательной
деятельности при обучении старших дошкольников игре в шахматы:
1) Решение задач. Для закрепления пройденного материала каждый
обучающийся получает позиции для решения. После отведенного времени
педагог проверяет решение с последующим показом его на
демонстрационной доске и разбором ошибок.
2) Разыгрывание позиций. Для закрепления пройденного материала
каждый обучающийся получает позиции для решения, которые потом
разыгрываются с педагогом. Затем на демонстрационной доске происходит
разбор ошибок.
3) Учебно-тренировочный турнир. В ходе проведения учебнотренировочного турнира педагог отмечает отдельные поучительные моменты
для дальнейшего обсуждения с обучающимися.
4) Разбор партий. Партии, сыгранные учащимися, анализируются в
присутствии всей группы или индивидуально. Внимание учащихся
акцентируется на типовых позициях.
5) Конкурс задач по тактике. Система проведения конкурса: педагог
расставляет задачу на демонстрационной доске, обучающиеся записывают

9

решение или говорят его устно. За правильное решение начисляются очки.
Конкурс в игровой форме развивает тактическое зрение.
6) Соревновательный турнир. Это серия шахматных игр, в которых
воспитанники соревнуются, чтобы определить победителя — игрока или
команду.
Формыㅤ
и режимㅤ
занятий обусловлены нормативноㅤ
– правовой базойㅤ
дошкольного образовательного ㅤ
учреждения и ориентированы на ㅤ
обучение
учащихся. Формы организации деятельности старших дошкольников на
занятиипо шахматам следующие:
 групповая (работы в группах);
 по подгруппам (малыми группами, в парах);
 индивидуальная (индивидуальное выполнение заданий, решение
проблем);
 фронтальная (одновременная работа со всеми учащимися);
 индивидуально-фронтальная (чередование индивидуальных и
фронтальных форм работы).
Основной формой обучения является учебное занятие.
Перечень ㅤформ физкультминуток, которые применяются ㅤв работе ㅤс
учащими:
 арт-брейкиㅤ
(короткие перерывыㅤ
с элементамиㅤ
творчества);
 плей-брейки (перерыв ㅤв середине ㅤзанятия с ㅤзаданием игровой ㅤ
увлекательной форме)
 спорт-брейки ㅤ(небольшой перерыв ㅤв игровой ㅤформе с ㅤэлементами
спорта);
 видео-брейкиㅤ
(просмотр небольшогоㅤ
видео наㅤ
шахматную тематику).
Структура занятия включает ㅤ
в себя ㅤ
изучение теории ㅤ
шахмат через ㅤ
использование дидактическихㅤ
сказок иㅤ
игровых ситуаций.

10

Дляㅤ
закрепления знаний учащихсяㅤ
используются дидактическиеㅤ
задания
иㅤ
упражнения дляㅤ
игровой практики.
Для ㅤ
проверки усвоения ㅤ
знаний, умений и ㅤнавыков в конце ㅤ
каждого
разделаㅤ
программы предусмотрены ㅤ
задания иㅤ
упражнения для ㅤ
закрепления
знаний и тактических умений, а ㅤтакже контрольные ㅤзанятия по ㅤитогам
обучения.

Структура занятия по обучению игре в шахматы:
Этапы занятия

Деятельность педагога
Организационный момент
и

мотивация

деятельности.

Деятельность ребёнка
Возникновение интереса к
деятельности.
Повторяют и закрепляют

Вводный
Повторение пройденного
материала.

изученный

материал,

активизируют
мыслительную
деятельность.

Передача

новой

информации,

изложение Восприятие информации.

программного (учебного)
материала.
Основной

Игровые

способы

закрепления

нового Отработка

умений

и

материала, практические навыков на основе новых
упражнения

и

решение знаний.

шахматных задач.

11

Подведение
занятия,

итогов
рефлексия,

индивидуальная оценка.

Заключительный

Определение новых задач.
Шахматы

–

игра

интеллектуальная,

Осмысление

полученной

информации,
возникновение

чувства

удовлетворения.
Возникновение интереса к
предстоящей деятельности.
требующая

усидчивости,

концентрации внимания и тщательного продумывания ходов. Играя в
шахматы, ребёнок анализирует действия соперника и просчитывает ходы,
которые могут привести к победе. Таким образом, развивается аналитическое
мышление. Ребёнок учится задумываться над результатами какого-либо
действия, прежде чем его совершить. Существует много разнообразных
приемов, методов и технологий с помощью которых можно добиться
успешного освоения дошкольниками правил шахматной игры.
Игровая технология. На занятиях используются самые разнообразные
игры (дидактические, малоподвижные, соревновательные), специально
разработанные для группового обучения. Альтернативный сеанс – это сеанс
одновременной игры. Здесь сеансерами выступают как педагог, так и
шахматисты-воспитанники. Гандикап-турнир – шахматисты дают фору по
времени и по материалу друг другу. Тематические турниры по определенным
дебютам, позициям миттельшпиля и эндшпиля. Блиц-турниры (рапиды) – игра
в быстрые шахматы с использованием шахматных часов.
Технология разноуровневого обучения. Это педагогическая технология
организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный
уровень усвоения учебного (программного) материала, то есть глубина и
сложность одного и того же учебного материала различна, что дает
возможность каждому обучающемуся овладевать учебным материалом на
разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от способностей и
индивидуальных особенностей личности каждого обучающегося. При такой

12

технологии широко используются диаграммы для решения шахматных задач,
рабочие тетради (Трофимова А. С., Касаткинаㅤ
В., Москалев В. А.)
Информационно-коммуникационные

технологии

(ИКТ).

Такие

технологие позволяют сделать образоватеьный процесс более продуктивным,
наглядным,

насыщенным;

дают

возможность

широкого

выбора

дидактического материала, тестов, справочного материала. На занятиях
используются шахматные обучающие и игровые компьютерные программы
«Динозавры

учат

шахматам»,

«Большое

шахматное

путешествие»,

«Шахматная тактика», «Шахматный задачник», «Шахматная стратегия»,
«Шахматные

этюды».

Также

используются

информационно-поисковая

система «Chess Assistant», российский шахматный портал «Шахматная
Планета» [www.chessplanet.ru].
1.2 Цель и задачи Программы
Цель 가
программы - обучение учащихся принципам 가
шахматной игры,
воспитание가
у них가
интереса и가
любви к가
этой игре 가
и подготовка가
воспитанников
к 가дальнейшим ступеням всестороннего развития; создание условий 가для
личностного가
и интеллектуального가
развития учащихся, формирования가
общей
культуры가
посредством обучения가
игре в가
шахматы.
Основные задачи가
программы:
Образовательные:
 формировать устойчивый가
интерес учащихся가к игре가
в шахматы;
 способствовать 가освоению учащихся 가основных шахматных 가понятий:
шахматная доска, шахматное поле, шахматная 가фигура, ход фигуры,
взятие, начальная가
позиция, шахматная нотация, взаимодействие가
между
фигурами가
на шахматной가
доске, ценность шахматных가
фигур, рокировка,
пат, мат, ничья, дебют, миттельшпиль, эндшпиль, шахматные часы,
время, отведенное가
на партию, т. д. ;

13

 познакомить 가
с правилами 가
поведения партеров 가
во время 가
шахматной
игры, учить 가учащихся во время 가шахматной партии 가действовать в 가
соответствие с가
эти правилами;
 учить 가 взаимодействию между 가фигурами в 가процессе выполнения 가
игровых заданий, а 가
так же 가
умению применять 가
полученные знания 가
о
шахматных 가
фигурах в가
процессе игры;
 обеспечить 가успешное овладение 가учащимися основополагающих 가
принципов ведения 가
шахматной партии;
 содействовать 가активному использованию 가полученных знаний 가в
процессе가
игровой практики가
за шахматной가
доской;
 учить ориентироваться가
на плоскости, обогащать가
детскую фантазию.
Развивающие:


развивать 가умение сравнивать, выявлять 가и устанавливать 가простейшие
связи 가
и отношения, самостоятельно 가
решать и 가
объяснять ход 가
решения
учебной가
задачи;



развивать все 가
сферы мышления, память, внимание, наблюдательность,
воображение;



способствовать가
активизации мыслительной가
деятельности учащихся;



приобщать가
учащегося к가
самостоятельному решению가
логических задач;



формировать가
мотивацию к가
познанию и가
творчеству;



создание условий가
для формирования가
и развития가
ключевых компетенций가
учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных).



Воспитательные:
воспитывать, усидчивость, целеустремленность, волю, организованность,
уверенность가
в своих가
силах, самостоятельность в가
принятии решений;

14




поставленные 가
цели и 가
задачи реализуются 가
при создании 가
необходимых
условий:
наличии가
кабинета и가
его оснащенности가
методической литературой, ТСО,
наглядными가
пособиями, раздаточными материалами, играми.
Для가
достижения поставленных가
задач при가
организации образовательного 가
процесса кружка가
учитывались следующие 가
принципы:



принцип развивающей 가деятельности: игра не 가ради игры, а 가с целью 가
развития личности가
каждого участника가
и всего가
коллектива в가
целом;



принцип активной가
включенности каждого가
учащегося в가
игровое действие,
а가
не пассивное가
созерцание со가
стороны;



принцип доступности, последовательности 가и системности 가изложения
программного가
материала;



принцип комплексной 가 реализации целей: образовательных,
развивающих, воспитывающих.
Основой 가
организации работы 가
с детьми 가
в данной 가
программе является 가

система дидактических가
принципов:
 принцип наглядности;
 принцип 가
психологической комфортности 가
– создание образовательной 가



среды, обеспечивающей снятие 가всех стрессообразующих факторов 가
учебного процесса;
принцип가
минимакса - обеспечивается가
возможность продвижения가
каждого
ребенка가
своим темпом;



принцип가
целостного представления가
о мире가
- при введении가
нового знания가



раскрывается его가
взаимосвязь с가
предметами и가
явлениями окружающего 가
мира;
принцип вариативности가
- у учащихся формируется가
умение осуществлять가



собственный выбор가
и им가
систематически предоставляется가
возможность
выбора;
принцип가
творчества - процесс 가
обучения сориентирован на가
приобретение
детьми가
собственного опыта가
творческой деятельности.
Изложенные 가выше принципы 가интегрируют современные 가научные

взгляды가
об основах가
организации развивающего 가
обучения, и обеспечивают 가
решение задач가
интеллектуального и가
личностного развития.

15

Каждый 가из перечисленных 가принципов направлен 가на достижение 가
результата обучения, овладение 가учащимися основами 가шахматной игры.
Программа основана 가на игровом 가методе с 가учетом возрастных и 가
индивидуальных особенностей 가учащихся. В 가течение непосредственно 가
образовательной деятельности используются 가различные виды 가игровой
деятельности: сюжетные, дидактические, подвижные, театрализованные.
1.3. Содержание программы
Содержание программы ㅤ
«Шахматная страна» реализуется черезㅤ
систему
дидактическихㅤ
игр иㅤ
заданий, в основеㅤ
которых лежитㅤ
сочетание современныхㅤ
требований ФГОС ㅤ(мотивация в ㅤдостижении успеха, вариативность ㅤи
разнообразие) иㅤ
личностно-ориентированном подходеㅤ
к учащемуся.
Программаㅤ
по обучениюㅤ
игре вㅤ
шахматы максимальноㅤ
проста иㅤ
доступна
учащимся. Важноеㅤ
значение приㅤ
обучении имеетㅤ
специально организованная ㅤ
игровая деятельность ㅤна занятиях, использование ㅤприема обыгрывания ㅤ
заданий,

создание

игровых ㅤ ситуаций,

использование

шахматных ㅤ

дидактических игр ㅤ
и пособий. Стержневым ㅤ
моментом занятий ㅤ
становится
деятельность ㅤсамих учащихся, когда ㅤони наблюдают, сравнивают,
классифицируют, группируют, делают ㅤ
выводы, выясняют закономерности.
При ㅤэтом предусматривается ㅤширокое использование ㅤзанимательного
материала, включение ㅤ
в занятия ㅤ
игровых ситуаций, чтение ㅤ
дидактических
сказокㅤ
и т.д.
Перспективный план работы для детей 5-6 лет (Первый год обучения)
1. Шахматная доска
Ведение. Организационное занятие.
Теория. Знакомство с учащимися, кабинетом шахмат. Правила поведения
на занятиях, правила ТБ и правила ПБ. Знакомство с историей возникновения

16

шахмат. Знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска. Белые и
черные поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ. Центр шахматной доски.
Понятие «шахматная доска», «шахматное поле», «партнеры». Расположение
доски между партнерами. Разновидности досок. Центр доски. Количество
полей в центре. Понятие «Шахматная диаграмма».
Практика. Дидактические игры и игровые задания: «Горизонталь»,
«Вертикаль», «Диагональ», «Составь доску», «Нарисуй диаграмму». Чтение и
инсценировка дидактической сказки из книги И. Г. Сухина «Приключения в
Шахматной стране» (М.: Педагогика, 1991. – с. 132)
2. Шахматные фигуры
Теория. Знакомство с названиями шахматный фигур. Чтение и
инсценировка дидактической сказки «Шахматный теремок». Белые фигуры.
Черные фигуры. Пешка, ферзь, ладья, слон, ферзь, конь, король.
Практика. Дидактические игры и игровые задания: «Волшебный
мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура», «Угадай», «Что общего?»,
«Большая и маленькая».
2.1. Ладья.
Теория. Закрепить знания о начальном положении ладей на шахматной доске,
о линиях, по которым ходит ладья, о правиле взятия фигуры ладьей, упражнять
в ходах и взятиях ладьи в ходе дидактических игр
Практика. Упражнения и дидактические игры: «Собери ягодки»,
«Кратчайший путь», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Ограничение
подвижности», «Уничтожение». Работа в рабочей тетради.
2.2.Слон.
Теория. Познакомить с новой фигурой –слоном, объяснить как он ходит
и как бьет. Дать представление о некоторых аспектах истории шахмат. Ввести
понятия: «белопольный слон», «чернопольный слон». Закрепить полученные
знания с помощью дидактических игр. Научить ориентироваться на
шахматной доске, изучить и записать ходы слона.

17

Практика. Дидактические игры и упражнения: «Один в поле воин», «Данет», «Чудесная шкатулка», «Сними часовых». Работа в рабочих тетрадях.
2.3. Ферзь
Теория. Познакомить с шахматной фигурой - ферзь, его ценностью,
особенностями и способами действия.
Практика. Дидактические игры и упражнения: «Могучая фигура»,
«Дороги Ферзя», «Уничтожение», «Перехитри часовых», «Кратчайший путь»,
«Захват контрольного поля», «Взятие». Работа в рабочих тетрадях.
2.4. Пешка
Теория. Познакомить с шахматной фигурой пешка, с правилами
перемещения пешки, с правилами взятия. Учить ориентироваться на
шахматной доске. Просмотр презентации.
Практика.

Дидактические

игры

и

упражнения:

«Уничтожение»,

«Перехитри часовых», «Что общего», «Шахматное лото». Работа в рабочих
тетрадях.
2.5. Конь
Теория. Познакомить с шахматной фигурой конь, с правилами
перемещения коня, с правилами взятия. Учить ориентироваться на шахматной
доске. Просмотр мультфильма «Фиксики» беседа с учащимися по данной
теме.
Практика.

Дидактические

игры

и

упражнения:

«Уничтожение»,

«Перехитри часовых», «Кратчайший путь», «Захват контрольного поля»,
«Взятие». Работа в рабочих тетрадях.
2.6. Король
Теория. Познакомить с главной шахматной фигурой –король. Закрепить
знания о взаимодействии короля с другими шахматными фигурами.
Практика. Дидактические игры и упражнения: «Сделай ход», «Кто
быстрее», «Уничтожение», «Вопрос-ответ». Работа в рабочих тетрадях.
3. Начальная расстановка фигур

18

Теория. Начальное положение (начальная позиция). Расположение
каждой из фигур в начальном положении; правило «Каждый ферзь любит свой
цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной
расстановкой фигур.
Практика. Дидактические игры и игровые задания: «Сундучок», «Да или
нет?», «Мяч», «Волшебный мешочек», «Чьи следы».

Работа в рабочих

тетрадях.
4. Ходы и взятие фигур
Теория. Правила хода и взятия каждой из фигур. Игра «на уничтожение.
белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны.
Качество. Легкие и тяжелые фигуры. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые
и королевские пешки. Взятие на проходе. Превращение пешки. Сравнительная
сила фигур. Ценность шахматных фигур (П = 1, К=3, С = 3, Л = 5, Ф = 9, Король
бесценная фигура).
Практика. Дидактические игры и игровые задания. «Уничтожение»,
«Один в поле воин», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Сними часовых»,
«Кратчайший путь», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного
поля», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие»,
«Защита», «Кто сильнее?», «Обе армии равны». Работа в рабочих тетрадях.
5. Шах и Мат.
Теория. Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха. Мат – цель шахматной
партии. Мат одинокого короля. Задачи на мат в один ход. Пат. Ничья. Пат и
другие случаи ничьей. Мат в один ход.
Практика. Дидактические игры и игровые задания: «Шах или не шах»,
«Объяви шах», «Защита от шаха», «Мат или не мат», «Мат в один ход». Работа
в рабочих тетрадях.
5.1. Рокировка.
Теория. Знакомство с понятием «Рокировка». Цель рокировки. Правила и
виды рокировки.

19

Практика. Приводится ряд позиций, в которых ученики должны
определить: можно рокировать или нет. Работа в рабочих тетрадях.
6. Игра всеми фигурами из начального положения
Теория. Шахматная партия. Начало шахматной партии. Представления о
том, как начинать шахматную партию. Короткие шахматные партии. Ввод
понятия «Сеансёр».
Практика. Дидактические игры и игровые задания: «Два хода». Блицтурниры (рапид). Сеанс одновременной игры
7. Итог. Практика Мониторинг.
Перспективный план работы с детьми 6-7 лет (Второй год
обучения)
1. История шахмат
Введение. Организационное занятие.
Теория. Знакомство с группой. Цели и задачи занятий. Обзор основных
разделов программы. Вызвать интерес к игре шахматы, уточнить знания о
правилах поведения на занятиях, правила ТБ и ПБ. Рождение шахмат.
Выдающиеся шахматисты нашего времени – презентация. Этика шахматной
борьбы. Обобщение и повторение основного материала первого года
обучения: познакомить детей с вариантами возникновения шахмат и углубить
знания об основных этапах их развития.
2. Шахматная нотация.
Теория. Познакомиться с понятием «шахматная нотация»; закрепить
умение определять «адрес» каждого поля. Повторить понятия - «диаграмма»,
«центр», «угловые поля». повторить ходы и взятия фигур, а также определение
их ценности.
Практика. Дидактические игры и упражнения: «Какой буквы не
хватает?», «Шахматное лото», «Почта», «Найди адрес». Работа в рабочих
тетрадях.
3. Сложные ходы фигур.

20

Теория: Формирование представления о важности первых ходов, этикете
шахматной игры, совершенствование умения доказывать правильность своего
решения, развитие интеллектуальных способностей.
Практика. Слушание сказки «Непобедимый», беседа по содержанию,
решение шахматных задач. Дидактическая игра «Узнай и назови».
4. Шах. Мат. Пат.
Теория. повторить, что такое «шах» и «мат». Ввести понятие «ничья».
Объяснить, какие существуют разновидности ничьей. Объяснить механизм
вечного шаха, объяснить отличие «пат» от «мата».
Практика. Дидактические игры и упражнения: «Шах или не шах», «Пять
шахов», «Защита от шаха», «Пропавшая фигура». Чтение сказки «Мат и пат».
Работа в рабочих тетрадях.
5. Мат одинокому королю.
Теория. Изучить технический прием в эндшпиле мат ферзём и королем
одинокого короля. Систематизация и закрепление знаний учащихся о технике
матования одинокого короля. Ферзь и король против короля. Пополнить
знания детей о чемпионах Кузбасса, России и мира по шахматам.
Практика. Блиц-опрос по теме. Решение шахматных задач: «Мат в один
ход», «Линейный мат», «Мат в 2 хода». Работа в рабочих тетрадях.
6. Защита и нападение на фигуры.
Теория. Материал раздела дает возможность рассмотреть варианты
защиты и нападения на фигуры; ввести понятия «двойной удар» и «связка».
Повторить метод матования королем и ферзем. Объяснить, что такое двойной
удар, разобрать, как наносят двойной удар различные фигуры и пешки. Ввести
понятие «шах с выигрышем фигуры». Ввести понятия «связка», «полная и
неполная связка», «давление на связку».
Практика. Закрепить знания с помощью дидактических упражнений «Дай
двойной шах», «Расставь на доске», «Найди и назови поле». Турниры:
классический и рапид.
7. Основные правила игры в дебюте

21

Теория. Материал раздела дает возможность в доступной форме
объяснить детям суть понятия «дебют». Ввести понятие «детский мат».
Разобрать комбинацию на детский мат, изучить методы защиты от детского
мата. Учить детей предвидеть события на доске на два и больше ходов. Ввести
понятие

«опасная

диагональ»,

разобрать

самую

короткую

партию,

завершившуюся матом (в два хода). Продолжать учить детей предвидеть
события на доске на два и больше ходов.
Практика. закрепить знания с помощью дидактических упражнений;
задания на компьютере по программе «Динозавтры учат шахматы». Турниры.
8. Игра из начального положения
Практические занятия. Проверить весь спектр знаний, умений и навыков,,
полученных за 2 года обучения, в процессе турнирных и тренировочных
партий.

Определить уровень усвоения программного материала в ходе

выполнения теоретических и практических заданий.
1.4 Ожидаемые результаты освоения Программы
Планируемый результат освоения Программы обучающихся первого
года обучения.
Дети должны знать:


правила가
игры в가
шахматы, шахматную доску;



фигуры; ходы가
фигур; методы борьбы가
фигурами, цель игры;



как가
правильно предлагать가
ничью;



шахматные разряды가
и звания, как가
заканчивается шахматная가
партия;



сравнительная ценность가
фигур, сравнительную силу가
фигур;



что такое가
материальное преимущество.
Дети должны уметь:



расставлять правильно фигуры на шахматной доске, правильно ими
выполнять ходы;

22



нападать и защищаться, выполнять размен фигур;



оценивать позицию;



различать горизонталь, вертикаль, диагональ;



решать элементарные задачи на мат королю двумя ладьями, ферзем и
ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;



проводить элементарные комбинации.
Планируемый результат освоения Программы обучающихся
второго года обучения.
Дети должны знать:



шахматную позицию, шахматную нотацию и запись партии;



шахматные часы, контроль, цейтнот;



что такое шах, мат, ничья, пат, вечный шах;



«силовые» методы в шахматах: шах, нападение, размен, жертва, угрозы,
форсированный вариант;



что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп,
оппозиция, ключевые поля;



принципы игры в дебюте;



как разыграть дебют;



основные цели дебюта;



открытые и полуоткрытые дебюты;



как играть в миттельшпиле;



основные тактические приемы.
Дети должны уметь:



грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;



объявлять шах;



ставить простой мат;



играть в дебюте, выполнять правильную рокировку;



правильно предлагать ничью и заканчивать партию;



находить несложные тактические удары;

23



проводить элементарные комбинации;



разыгрывать и играть в открытых и полуоткрытых дебютах;



записывать шахматную партию.
Раздел №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график на 2024-2026 учебные года
Базовый уровень (72 часа)
Календарный учебный график для детей 5-6 лет (первый год обучения)
Общее

№

Наименование

количество

разделов и тем

учебных

Теория

Практика

4

3

1

5

2

3

Ладья

4

2

2

Слон

4

2

2

Ферзь

4

1

3

Пешка

5

2

3

Форма контроля

часов
1

Шахматная доска.
Введение.
Организационное

Предварительный и
текущий.

занятие
2

Шахматные
фигуры

2.1

2.2

2.3

2.4

Текущий и
тематический.
Текущий и
тематический.
Текущий и
тематический.
Текущий и
тематический.
Текущий и
тематический.

24

2.5

2.6

3

Конь

5

2

3

Король

5

2

3

4

1

3

5

2

3

Шах и Мат

6

3

3

Рокировка

4

2

2

6

-

6

«Начальная
расстановка
фигур»

4

«Ходы и взятие
фигур»

5

5.1
.
6

Текущий и
тематический.
Текущий, тематический
и итоговый.
Текущий и
тематический.
Текущий и
тематический.
Текущий и
тематический.
Текущий,
тематический.

«Игра со всеми
фигурами из
начального

Тематический,
итоговый.

положения»
7

Мониторинг

1

-

1

8

Резерв

10

4

6

72

28

44

Первый год
обучения

Итоговый.

Календарный учебный график для детей 6-7 лет (второй год обучения)
Общее
№

Наименование

количество

разделов и тем

учебных

Теория

Практика

2

-

Форма контроля

часов
1

История шахмат.
Введение.

2

Предварительный и
текущий.

25

Организационное
занятие.
Шахматная

2

нотация.
3

«Сложные ходы
фигур»

4

Шах. Мат. Пат

7

2

5

10

5

5

10

4

6

10

3

7

Защита и

5

нападение на
фигуры.
Основные

6

правила игры в

8

3

5

3

-

3

10

-

10

12

4

8

72

23

49

дебюте.
7

Турнир

8

Игра из
начального
положения.
Резерв

9

Второй год обучения

Текущий,
тематический.
Текущий, тематический
и итоговый.
Текущий,
тематический.
Текущий,
тематический.
Текущий, тематический
и итоговый.
Итоговый.
Текущий, тематический
и итоговый.

Виды контроля:


Предварительный ㅤ контроль

-

проверка ㅤ имеющихся

знаний ㅤ

воспитанников. Проводится вㅤ
начале учебногогодаㅤ
в видеㅤ
фронтального,
индивидуального и ㅤгруппового опроса, выполнение упражнений,
решениеㅤ
комбинаций иㅤ
этюдов.

26



Текущий контрольㅤ
проводится наㅤ
каждом занятииㅤ
в видеㅤ
проверки
домашнегоㅤ
задания, выполнения упражнений.



Тематическийㅤ
контроль проводитсяㅤ
по мереㅤ
освоения каждойㅤ
учебной
темы. Включаетㅤ
фронтальный устныйㅤ
опрос, а такжеㅤ
различные видыㅤ
деятельности приㅤ
индивидуальном иㅤ
групповом опросе.



Итоговыйㅤ
контроль - заключительнаяㅤ
проверка знаний, умений,навыковㅤ
в концеㅤ
учебного года. Участиеㅤ
в турнире, соревнованиях.
2.2. Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение.
Реализация содержания 가 программы предусматривает 가 наличие

демонстрационной 가
доски, методического набора 가
к ней, демонстрационных 가
шахматных фигур 가
на магнитах, настольных 가
шахматных досок 가
с набором 가
шахматных фигур 가
по количеству 가
воспитанников. Из 가
технических средств 가
обучения и 가воспитания имеются 가мультимедийный проектор, ноутбук,
колонки. Для가
успешной реализации가
содержания программы, рассчитанной가
на
два 가
года обучения, имеются 가
оборудование и 가
атрибуты, представленные в 가
таблице 1.
Таблица 1
 демонстрационная настенная 가магнитная шахматная 가
доска с가
комплектом шахматных가
фигур;
Для

 настольные шахматы가
и шахматные가
деревянные доски;

 шахматные часы;
воспитанников가
 дидактические가
игры для가
обучения игре가
в шахматы;
первого года가
 наглядные 가пособия (альбомы, портреты 가выдающихся
обучения
шахматистов, тренировочные가
диаграммы, иллюстрации,
фотографии);
 обучающие программы가
по шахматам;

27

 атрибуты для가
игр (волшебный가
мешочек, картонное поле,
короны가
шахматных фигур; конверт).
 технические 가средства обучения: автоматизированное 가
рабочее место가
педагога (ноутбук), телевизор;
 шахматные가
тетради, простые карандаши;
 родительский уголок «Шахматы».
 демонстрационная настенная 가магнитная шахматная 가
доска с가
комплектом шахматных가
фигур;
 настольные шахматы가
и шахматные가
деревянные доски;
 идактические ㅤ
игры и ㅤ
«ходилки» для обучения ㅤ
игре в ㅤ
шахматы, кубик с ㅤ
шахматными фигурамиㅤ
и др.;
Для

 наглядные 가пособия (альбомы, портреты 가выдающихся

воспитанников가
второго года가
обучения

шахматистов, тренировочные가
диаграммы, иллюстрации,
фотографии);

 обучающие презентации 가по шахматам, простые 가
карандаши;
 атрибуты для가
игр (волшебный가
мешочек, картонное поле,
короны가
шахматных фигур; конверт);
 технические 가средства обучения: автоматизированное 가
рабочее место가
педагога (ноутбук), телевизор;
 родительский уголок «Шахматы».
Информационное обеспечение.

Интернет-ресурсы:
1. [Электронный ресурс] http://www.shahmatik.ru/
2. [Электронныйㅤ
ресурс] http://webchess.ru/ebook/
3. [Электронныйㅤ
ресурс] https://chess-samara.ru/

28

Обучающие шахматные компьютерные программы:
1. «Динозавры учат шахматам»
2. «Аладдин: Волшебные шахматы»
3. «Шахматы в сказках»
Кадровое обеспечение.
Для успешной реализации Программы проводить обучение игре в
шахматы могут: педагог дополнительного образования; инструктор по
физической культуре; воспитатель или иной специалист ДОУ, имеющий
педагогическое образование со специализацией «Дошкольное образование» и
курсы повышения квалификации по теме «Методика преподавания курса
«Шахматы» в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС».
2.3. Формы аттестации
Формы аттестации образовательных результатов при обучении игре в
шахматы:


организация шахматных турниров разных видов (с часами: буллит, блиц,
рапид и без часов) на базе ДОУ;



участие в турнирах районного и городского уровня с привлечением
родителей (законных представителей) на базе городских шахматных
клубов и домов творчества;



творческий отчет педагога (презентация) в конце учебного года.
Виды аттестации учебных результатов Программы:



журнал посещаемости,



наблюдение педагога,



решение практических задач и этюдов,

29



результативность участия в турнирах (рейтинг обучаемого по протоколам
турниров)
2.4. Оценочные материалы
Применяются следующие педагогические формы диагностики для

определения результатов освоения Программы:
- индивидуальная;
- групповая.
Основная первичная педагогическая диагностика проводится в начале
учебного года. С ее помощью выявляются фактические знания, умения и
практические навыки детей игры в шахматы, также определяются тенденции
развития знаний и умений воспитанников на перспективу.
Основная итоговая педагогическая диагностика проводится в конце
учебного года. С её помощью проходит оценивание результатов освоения
Программы воспитанниками, определение перспективы дальнейшего
обучения детей игре в шахматы с учетом новых задач.
Промежуточная педагогическая диагностика может проводиться не со
всеми детьми группы, а выборочно с теми, у кого проявляются существенные
трудности в обучении игре в шахматы. Такая диагностика нужна для
выявления динамики обучения детей игре в шахматы, оценки правильности
выбранной в отношении ребенка стратегии в освоении им Программы.
Оперативная педагогическая диагностика проводится в течение
учебного года для оценки качества решения текущих задач, выбор верной
тактики взаимодействия с детьми.
Педагогическая диагностика проводится с помощью разработанной
диагностической карты. (Приложение 1).
Критерииㅤ
оценки учебныхㅤ
результатов программы:
Высокий уровень освоения Программы.

30

Воспитанник демонстрирует ㅤ
высокую заинтересованностьㅤ
в учебнойㅤ
и
творческой ㅤдеятельности, которая является ㅤсодержанием Программы;
показываетㅤ
широкие возможностиㅤ
практического примененияㅤ
в собственнойㅤ
творческой деятельностиㅤ
приобретенных знанийㅤ
умений иㅤ
навыков. Ребенокㅤ
имеет представлениеㅤ
о шахматах. Умеет пользоватьсяㅤ
линейкой иㅤ
тетрадью вㅤ
клеточку. Умеет быстроㅤ
и правильноㅤ
находить поля, вертикалиㅤ
и диагонали,
показывая ㅤи называя ㅤих вслух. Знает, различает ㅤи называет ㅤ
шахматные
фигуры. Знает ㅤ
ходы шахматных ㅤ
фигур и ㅤ
их отличия. Понимает ㅤ
важность
первыхㅤ
ходов. Имеет понятиеㅤ
о приёмахㅤ
взятия фигур. Умеетㅤ
самостоятельно
выполнять ㅤ
задания, кратко и ㅤ
точно выражать ㅤ
мысли, выполнять задания ㅤ
в
более ㅤбыстром темпе. У ㅤребёнка развита ㅤпознавательная активность,
логическое ㅤ
мышление, воображение. Обладает навыками ㅤ
счёта предметов,
умение ㅤсоотносить количество ㅤи число. Развито ㅤзрительное восприятие,
внимание, мелкая ㅤмоторика рук. Умеет ㅤпланировать свои ㅤдействия,
обдумывать их, рассуждать, искать ㅤ
правильный ответ. Развита ㅤ
ловкость и ㅤ
смекалка, ориентировка в ㅤпространстве, способность думать, мыслить,
анализировать. Имеет ㅤпонятие

«рокировка», «шах» и ㅤ«мат». Умеет

записыватьㅤшахматные партии. Узнаётㅤ
и различаетㅤ
геометрические фигурыㅤ
в
различных ㅤ
положениях, уметь конструировать ㅤ
их из ㅤ
палочек и ㅤ
различных
частей, уметьㅤ
использовать этиㅤ
фигуры дляㅤ
конструирования орнаментовㅤ
и
сюжетов.
Средний уровень освоения Программы.
Воспитанникㅤ
демонстрирует достаточнуюㅤ
заинтересованность вㅤ
учебной
иㅤ
творческой деятельности, котораяㅤ
является содержаниемㅤ
Программы; может
применять ㅤна практике, ㅤв собственной ㅤтворческой деятельности,

ㅤ

приобретенные знания, ㅤумения и ㅤнавыки. Ребенок ㅤзатрудняется в ㅤ

31

использовании линейкиㅤ
и тетрадиㅤ
в клеточку, вㅤ
умении быстроㅤ
и правильноㅤ
находить поля, вертикали ㅤ
и диагонали, показывать ㅤ
и называть ㅤ
их вслух.
Путает ㅤ
название шахматныхㅤ
фигур, ходы шахматных ㅤ
фигур и ㅤ
их отличия.
Путает ㅤпонятия «равно», «неравно», «больше», «меньше». Путается ㅤв
названииㅤ
геометрических фигур, вㅤ
сравнении величинㅤ
на основеㅤ
измерения.
Не всегда ㅤузнаёт и ㅤразличает геометрические ㅤфигуры в ㅤразличных
положениях.
Низкий уровень освоения Программы.
Воспитанник демонстрирует слабую заинтересованность в учебной и ㅤ
творческой деятельности, которая является содержанием Программы; не
стремится самостоятельно применять на практике и в своей деятельности
приобретенные знания, умения и навыки. Ребенок ㅤне умеет ㅤбыстро и ㅤ
правильно находитьㅤ
поля, вертикали иㅤ
диагонали, показывать иㅤ
называть ихㅤ
вслух. Не знает, не ㅤ
различает иㅤ
не называетㅤ
шахматные фигуры. Не ㅤ
знает
ходовㅤ
шахматных фигурㅤ
и ихㅤ
отличия. Не имеетㅤ
представления о понятиях
«рокировка», «шах» иㅤ
«мат». Не умеетㅤ
записывать шахматныеㅤ
партии.

2.5. Методические материалы
Обучение шахматному искусству относится к числу наиболее сложных
видов деятельности и поэтому располагает целой системой разнообразных
методов:
Целостный метод – практически любое практическое упражнение
(композиция),

трудность

которого

соответствует

уровню

подготовки

воспитанников, может быть освоено целостно. Вместе с тем, следует
учитывать, что использование целостного метода обучения подразумевает
наличие определённого опыта, полученного ранее.

32

Метод расчленения применяется в основном при изучении относительно
сложных приёмов, а также для коррекции учебного навыка, для исправления
некоторых ошибок или работы над выразительностью рисунка.
Метод слова (метод устного изложения) – рассказ, описание,
объяснение, беседа.
Наглядный метод (метод иллюстрации и демонстрации) — схемы,
презентации, представления, понятия.
Практический метод – упражнения, приучение, самостоятельно
выполняемые обучающимися действия.
Метод закрепления изучаемого материала (метод повторности
движений) – повторение пройденного материала до 3-х и более раз).
Метод авансирования успеха – создание ситуации успеха для каждого
ребенка, стимулирование.
Метод игры — использование игровых сюжетов в структуре занятий.
Метод самостоятельной работы обучающихся по осмысливанию и
усвоение нового материала;
Метод работы по применению знаний на практике и выработке
умений и навыков: праздники, фестивали, концерты, конкурсы, открытые
занятия;
Метод проверки и оценки знаний, умений и навыков обучающихся:
повседневное

наблюдение

(индивидуальный,

групповой),

за

воспитанниками,
контрольные

занятия,

устный

опрос

соревнования,

программированный контроль.
Методические разработки, дидактический и лекционный материал:
Раздаточный материал (диаграммы) для проведения конкурсов задач по
тактике;
Раздаточный материал (диаграммы) для решения задач;
Тесты для проверки теоретических знаний по изучаемым темам;
Практикум. Позиции для решения с глубиной расчета 1 ход;

33

Практикум. Позиции на разыгрывании.
Дидактические шахматные가
сказки
1. Сухин 가И. Котята-хвастунишки // Сухин 가И. Книга-выручалочка по 가
внеклассному чтению. – М.: Новая가
школа, 1994. – Вып. 3.
2. Сухин И. Лена, Оля 가и Баба 가Яга // Сухин 가И. Книга-выручалочка по 가
внеклассному чтению. – М.: Новая가
школа, 1995. – Вып. 5.
3. Сухин И. Отㅤ
сказки – кㅤ
шахматам. Сухин И. Удивительныеㅤ
превращения
деревянного ㅤкругляка // Сухин ㅤИ. Книга-выручалочка по ㅤвнеклассному
чтению. – М.: Издательствоㅤ
фирмы ACT, 1993.
Дидактические игры, упражнения и задания
Все дидактическиеㅤ
игры, упражнения иㅤ
задания моделируют вㅤ
доступном
для ㅤдетей 5–7 лет ㅤвиде те ㅤили иные ㅤреальные ситуации, с ㅤкоторыми
сталкиваютсяㅤ
шахматисты вㅤ
игре наㅤ
шахматной доске. Приㅤ
этом всеㅤ
игры иㅤ
задания

являются ㅤ занимательными

и ㅤ развивающими,

эффективно

способствуютㅤ
тренингу образногоㅤ
и логическогоㅤ
мышления.
«Атакаㅤ
неприятельской фигуры»
Белаяㅤ
фигура должнаㅤ
за одинㅤ
ход напастьㅤ
на чернуюㅤ
фигуру, но так, чтобыㅤ
не
оказатьсяㅤ
под боем.
«Большая иㅤ
маленькая»
На столеㅤ
шесть разныхㅤ
фигур. Дети называютㅤ
самую высокуюㅤ
фигуру иㅤ
ставят
ееㅤ
в сторону. Задача: поставитьㅤ
все фигурыㅤ
по высоте.
«Вертикаль»
Двое ㅤиграющих по ㅤочереди заполняют ㅤодну из ㅤвертикальных линий ㅤ
шахматной доскиㅤ
кубиками (фишками, пешкамиㅤ
и т. п.).

34

«Взятие»
Из нескольких ㅤвозможных взятий ㅤнадо выбрать ㅤлучшее – побить ㅤ
незащищенную фигуру.
«Волшебный мешочек»
Вㅤ
непрозрачном мешочкеㅤ
по очередиㅤ
прячутся всеㅤ
шахматные фигуры,
каждыйㅤ
из учениковㅤ
на ощупьㅤ
пытается определить, какаяㅤ
фигура спрятана.
«Выиграйㅤ
фигуру»
Белые должны ㅤсделать такой ㅤ
ход, чтобы при ㅤлюбом ответе ㅤ
черных они ㅤ
проиграли однуㅤ
из своихㅤ
фигур.
«Горизонталь»
Двое ㅤиграющих по ㅤочереди заполняют ㅤодну из ㅤгоризонтальных линий ㅤ
шахматной доскиㅤ
кубиками (фишками, пешкамиㅤ
и т. п.).
«Даㅤ
и нет»
Педагог ㅤ
берет две ㅤ
шахматные фигурки ㅤ
и спрашивает ㅤ
детей, стоят ли ㅤ
эти
фигурыㅤ
рядом вㅤ
начальном положении.
«Дайㅤ
шах»
Требуется объявитьㅤ
шах неприятельскомуㅤ
королю.
«Два хода»
Дляㅤ
того чтобыㅤ
ученик научилсяㅤ
создавать иㅤ
реализовывать угрозы, он ㅤ
играет с ㅤпедагогом следующим ㅤобразом: на каждый ㅤход учителя ㅤученик
отвечаетㅤ
двумя своимиㅤ
ходами.
Двойнойㅤ
удар»
Белой фигуройㅤ
надо напастьㅤ
одновременно наㅤ
две черныеㅤ
фигуры.
«Диагональ»
Двое ㅤиграющих по ㅤочереди заполняют ㅤодну из ㅤдиагональных линий ㅤ
шахматной доскиㅤ
кубиками (фишками, пешкамиㅤ
и т. п.).
«Захват контрольногоㅤ
поля»

35

Игра фигурой ㅤ
против фигуры ㅤ
ведется не ㅤ
с целью ㅤ
уничтожения, а с ㅤ
целью
установитьㅤ
свою фигуруㅤ
на определенноеㅤ
поле. При этомㅤ
запрещается ставитьㅤ
фигуры наㅤ
клетки, находящиеся подㅤ
ударом фигурыㅤ
противника.
«Защита»
Здесьㅤ
нужно однойㅤ
белой фигуройㅤ
защитить другую, стоящуюㅤ
под боем.
«Защита контрольногоㅤ
поля". Эта играㅤ
подобна предыдущей, ноㅤ
при
точнойㅤ
игре обеихㅤ
сторон неㅤ
имеет победителя.
«Защита отㅤ
шаха»
Белый корольㅤ
должен защититьсяㅤ
от шаха.
«Какой буквы не хватает?»
Карточки с буквами латинского алфавита

располагаются на столе в ряд так,

как они расположены на шахматной доске. Затем несколько букв из этого ряда
убирается и детям предлагается найти недостающие буквы и поставить их на
место.
«Кратчайший путь»
За ㅤ
минимальное число ㅤ
ходов белая ㅤ
фигура должна ㅤ
достичь определенной ㅤ
клетки шахматнойㅤ
доски.
«Кто быстрее»
Задача королей взять все «заколдованные» фигуры.
«Кто сильнее?»
Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее?
На сколько очков?».
«Лабиринт»
Белая ㅤ
фигура должна ㅤ
достичь определенной ㅤ
клетки шахматной ㅤ
доски, не
становясьㅤ
на "заминированные" поляㅤ
и неㅤ
перепрыгивая их.
«Мат в один ход»
Требуется объявить мат неприятельскому королю в один ход.

36

«Мат или не мат»
Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить: дан ли мат
черному королю.
«Мяч»
Педагог ㅤпроизносит какую-нибудь ㅤ
фразу о ㅤначальном положении, к ㅤ
примеру: "Ладья стоит ㅤ
в углу", и ㅤ
бросает мяч ㅤ
кому-то из ㅤ
учеников. Если
утверждениеㅤ
верно, то мячㅤ
следует поймать.
«Найди адрес»
Дети получают по несколько фишек с указанием «адреса» поля: необходимо
поставить фишки на соответствующие им поля шахматной доски.
«Нарисуй диаграмму»
Рисование на диаграмме линий по горизонтали, вертикали и диагонали.
«Обе армии равны»
Педагог ставит на столе от одной до пяти фигур и просит ребят расположить
на своих досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях
учителя и ученика были равны.
«Объяви шах»
Требуется объявить шах неприятельскому королю.
«Ограничение подвижности»
Этоㅤ
разновидность "игрыㅤ
на уничтожение", ноㅤ
с "заминированными" полями.
Выигрываетㅤ
тот, кто побьетㅤ
все фигурыㅤ
противника.
«Одинㅤ
в полеㅤ
воин»
Белая фигура ㅤдолжна побить ㅤвсе черные ㅤфигуры, расположенные на ㅤ
шахматной доске, уничтожая ㅤкаждым ходом ㅤпо фигуре ㅤ(черные фигуры ㅤ
считаются заколдованными, недвижимыми) .
«Первый шах»

37

Играㅤ
проводится всемиㅤ
фигурами изㅤ
начального положения. Выигрываетㅤ
тот,
кто объявитㅤ
первый шах.
«Перехитриㅤ
часовых»
Белая фигура ㅤ
должна достичь ㅤ
определенной клетки ㅤ
шахматной доски, не ㅤ
становясь на ㅤ
"заминированные" поля и ㅤ
на поля, находящиеся ㅤ
под ударом ㅤ
черных фигур.
«Почта»
На большом красочном конверте пишется «шахматный» адрес – например
улица В, дом 2, или любой другой. Детям рассказывается о том, что почтальон
принес загадочный конверт с необычным адресом и предлагается детям
рассмотреть конверт и отгадать, кому же он адресован. После того, как адресат
найден, конверт открывается, а там детей ожидает сюрприз – это могут быть
силуэты букв шахматного алфавита, которые раздаются детям и предлагается
раскрасить их, кто как хочет. После выполнения задания дети называют
каждый свою букву.
«Пять шахов»
Каждойㅤ
из пятиㅤ
белых фигурㅤ
нужно объявитьㅤ
шах черномуㅤ
королю.
«Рокировка»
Ученикиㅤ
должны определить, можноㅤ
ли рокироватьㅤ
в техㅤ
или иныхㅤ
случаях.
«Сделай ход»
Задача королей перейти с одной стороны поля на другую.
«Секретная фигура»
Всеㅤ
фигуры стоятㅤ
на столеㅤ
учителя вㅤ
один ряд, детиㅤ
по очередиㅤ
называют всеㅤ
шахматные фигуры, кромеㅤ
"секретной", которая выбираетсяㅤ
заранее; вместо
названияㅤ
этой фигурыㅤ
надо сказать: "Секрет".
«Снимиㅤ
часовых»

38

Белая фигураㅤ
должна побитьㅤ
все черныеㅤ
фигуры, избирается такойㅤ
маршрут
передвиженияㅤ
по шахматнойㅤ
доске, чтобы белаяㅤ
фигура ниㅤ
разу неㅤ
оказалась
подㅤ
ударом черныхㅤ
фигур.
«Собери ягодки»
Смысл упражнения в том, чтобы учащийся научился ходить конкретной
фигурой.
«Составь доску».
Из белых и черных квадратов составить шахматную доску.
«Сундучок»
Ученикиㅤ
по однойㅤ
вынимают изㅤ
сундучка шахматныеㅤ
фигуры иㅤ
постепенно
расставляютㅤ
начальную позицию.
«Угадай»
Педагог загадывает про себя одну из фигур, дети пытаются угадать, какая
фигура загадана.
«Угадайка»
Педагог ㅤсловесно описывает ㅤодну из ㅤшахматных фигур, дети ㅤдолжны
догадаться, чтоㅤ
это заㅤ
фигура.
«Уничтожение» – важнейшаяㅤ
игра курса.
Уㅤ
ребенка формируетсяㅤ
внутренний планㅤ
действий, развивается аналитикосинтетическая ㅤфункция мышления ㅤи др. Педагог ㅤиграет с ㅤучениками
ограниченнымㅤ
числом фигурㅤ
(чаще всегоㅤ
фигура противㅤ
фигуры). Выигрывает
тот, ктоㅤ
побьет всеㅤ
фигуры противника.
«Что общего»
Педагог ㅤ
берет две ㅤ
шахматные фигуры ㅤи спрашивает ㅤ
учеников, чем они ㅤ
похожи другㅤ
на друга. Чемㅤ
отличаются? (Цветом, формой.)
«Чудесная шкатулка»
Дети отвечают на вопросы педагога по заданной теме.
«Чьи следы»

39

Педагог показывает карточки-схемы и дети угадывают какой фигуре они
принадлежат.
«Шах илиㅤ
не шах»
Приводитсяㅤ
ряд положений, вㅤ
которых ученикиㅤ
должны определить: стоитㅤ
ли
корольㅤ
под шахомㅤ
или нет.
«Шахматное лото»
Для каждого ребенка подготавливаются фишки с обозначением на них
шахматной нотации в количестве от 5 до 64 (в зависимости от уровня
подготовленности ребенка). Правила игры такие же как в обычно лото –
фишку надо поставить на соответствующее ей место на шахматной доске.
2.6. Список литературы
Список используемой литературы
1. И.Г. Сухин. Шахматы, первый год, или가
Там клетки가
черно – белые가
чудес и가
тайн полны: учебник 가
для начальной 가
школы, первый год 가
обучения. В 2-х 가
частях. Часть 1.- 4-е가
изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2012. – 80с., ил.
2. И.Г. Сухин. Шахматы, второй가
год, или Играем가
и выигрываем: учебник가
для
начальной 가
школы, первый год 가
обучения. В 2-х가
частях. Часть 2.- 3-е 가
изд. –
Обнинск: Духовное возрождение, 2009. – 80с., ил.
3. И.Г. Сухин. Шахматы, первый가
год, или Там가
клетки черно가
– белые чудес가
и
тайн가
полны: Рабочая тетрадь가
для начальной가
школы. В 2-х가
частях. Часть 2.- 6-е가
изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2013. – 32с., ил.
4. И. Весела. Шахматный가
букварь. – М.: Просвещение, 1983.
5. В. Гончаров. Некоторые актуальные 가вопросы обучения 가дошкольника
шахматной가
игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.

40

6. В. Князева. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
7. И.Г. Сухин. Волшебный 가
шахматный мешочек. – Испания: Издательский 가
центр Маркота. Международная가
шахматная Академия가
Г. Каспарова, 1992.
8. И.Г. Сухин. Удивительные приключения 가в Шахматной 가стране. – М.:
Поматур, 2000.
Литература, рекомендуемая для детей и родителей.
1.

Весела, И. Шахматный 가букварь

/ И. Весела, И. Веселы. - М.:

Просвещение, 1983г;
2.

Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская가
литература, 1980.

3.

Карпов, А. Е. Учитесь가
шахматам / А. Е. Карпов. - М.: Эгмонт가
Россия Лтд,

2004;
4.

Касаткина가
В. «Шахматная тетрадь»/ Касаткина가
В. – Архангельск: Дайв,

2009г
5.

Москалёв В. А. Шахматная 가
тетрадь для 가
дошкольников: рисуем ходы,

осваиваем가
правила / Москалёв가
В. А. - Ростов н/Д: Феникс, 2012г.
6.

Сухин, И. Г. Удивительные가
приключения в가
Шахматной стране가
/ И. Г.

Сухин. - Ростов н/Д: Феникс, 2004г;
7.

Сухин, И. Г. Шахматы가
для самых가
маленьких / И. Г. Сухин. - М.: Астрель;

АСТ, 2000г;
8.

А. Трофимова . Шахматная тетрадь-раскраска . Рисуем, учимся, играем.

/ Трофимова А. С. - Феникс, 2015 г.
Приложение 1

41

Диагностическая карта «Шахматная страна»
가

ФИ ребёнка

Должен знать

Перечень знаний
Шахматные термины:
поле, горизонталь,
вертикаль, диагональ

ㅤ

и другие.
Название шахматных
ㅤ

фигур и их отличия.
ㅤ

ㅤ

Правила хода, взятие

ㅤ

каждой фигуры.
Должен уметь

Перечень умений

ㅤ

Ориентировка на
ㅤ

шахматной доске.
ㅤ

Играть каждой

ㅤ

фигурой
Правильно
располагать доску.
ㅤ

Правильно
располагать фигуры.
ㅤ

Умение перемещать

ㅤ

фигуры.
Решать простые

ㅤ

шахматные задачи.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».