352. Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности Лего-конструирование

Оглавление
№
1.

2.
2.1
2.2
2.3
2.4
3.
3.1
3.2

Наименование разделов
Целевой раздел
Пояснительная записка
Цели и задачи реализации Программы
Принципы и подходы к формированию Программы
Характеристики особенностей развития детского
технического творчества
Ожидаемый результат
Содержательный раздел
Формы и режим занятий
Тематическое планирование первый год обучения
Тематическое планирование второй год обучения
Тематическое планирование третий год обучения
Организационный раздел
Методическое обеспечение
Условия реализации
Список литературы
Приложения

Страница
2
2
7
9
13
15
23
23
23
26
32
37
39
39
40
42

1

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Лего-конструирование»

технической направленности разработана в

соответствии с основополагающими документами:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273
«Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей»
4.

Порядок

деятельности

по

организации

и

дополнительным

осуществления

образовательной

общеобразовательным

программам,

утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от
29.08.2013г.
5. Устав МБДОУ детский сад № 352, утвержденный распоряжением
Управления

образования

Администрации

города

Екатеринбурга

от

14.08.2015г. № 1441/46/36.
Современные

дети

живут

в

эпоху

активной

информатизации,

компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее
проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают
интерес детей к современной технике.
Дошкольный возраст — время, в которое закладывается фундамент
всестороннего и гармоничного развития ребенка. Для этого необходимо
создавать условия и предоставлять детям средства для расширения кругозора
и развития способностей к техническому творчеству, математике, что
2

является необходимым в современном обществе и отвечает задачам проекта
«Уральская

инженерная

школа»

(принятого

указом

Губернатора

Свердловской области от 06 октября 2014 года № 453-УГ).
Поддержка

и

развитие

детского

технического

творчества

соответствуют актуальным и перспективным потребностям личности и
стратегическим национальным приоритетам Российской Федерации.
Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств, в
руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности
ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его
личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные
потребности,
социальное

складывается
здоровье

характер,

дошкольника.

что

положительно

Такими

играми

влияет

нового

на
типа

являются Лего-конструкторы, которые при всём своём разнообразии исходят
из общей идеи и обладают характерными особенностями. Работа с Лего –
конструктором позволяет ребенку исследовать мир через игру. С помощью
конструктора

детям

предоставляется

приобретать

такие

качества,

самостоятельность,

возможность

как

в

процессе

любознательность,

взаимопонимание,

навыки

игры

активность,
продуктивного

сотрудничества, повышение самооценки, позитивный настрой, умение
снимать мышечное и эмоциональное напряжение, умение пользоваться
схемами,

формирование

логического

мышления,

исследовательско-

технической направленности обучения, которое базируется на новых
информационных технологиях, что способствует развитию информационной
культуры и взаимодействию с миром технического творчества. Воплощение
замысла в автоматизированные модели и проекты особенно важно для
старших

дошкольников,

у

которых

наиболее

выражена

исследовательская (творческая) деятельность.
Каждая игра с конструктором представляет собой набор задач, которые
ребёнок решает с помощью деталей из конструктора. Задачи даются ребёнку
в различной форме: в виде модели, рисунка, фотографии, чертежа, устной
3

инструкции и т.п. и таким образом знакомят его с разными способами
передачи информации.

Постепенное возрастание трудности задач в

конструировании позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться
самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от
обучения, где всё объясняется и где формируются только исполнительские
черты в ребёнке.
Конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной
части

программы,

вид

деятельности,

способствующей

исследовательской, творческой активности детей,

развитию

умение наблюдать,

экспериментировать – а, значит, формированию и развитию инженерного
мышления детей. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования,
незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского
поведения.
Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми
заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и
придумывать новые игры с конструктором, т.е. заниматься творческой
деятельностью. Так моделирование из Лего-конструкторов

позволяет

разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих
способностей, воображения, интеллектуальной активности; формированием
на основе создания общих построек коммуникативных навыков: умением в
совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы, в
вежливой форме отвечать на вопросы; доброжелательно предлагать помощь;
объединяться в игре в пары, микро-группы.
Робототехника позволяет дошкольникам в форме познавательной
деятельности раскрыть цель конструирования, развить умения и навыки,
необходимые в жизни. Так же открываются возможности для реализации
новых проектов дошкольников, приобретение новых навыков и умений и
расширения круга интереса.
Актуальность внедрения легоконструирования и робототехники
значима в свете внедрения ФГОС ДОУ, так как:
4

• является великолепным средством для интеллектуального развития
дошкольников,
• позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие
дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
• позволяет воспитаннику проявлять инициативность и самостоятельность
в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.
•

объединяют

игру

с

исследовательской

и

экспериментальной

деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и
созидать свой собственный мир, где нет границ.
Инновационные

процессы

в

системе образования требуют

новой

организации системы в целом, особое значение предается дошкольному
воспитанию и образованию, ведь именно, в этот период закладываются все
фундаментальные компоненты становления личности ребенка.
Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также
творческой, познавательной деятельности – вот главные задачи которые
стоят сегодня перед педагогом в рамках ФГОС.
Лего - конструирование и образовательная робототехника - это
новая

педагогическая

направления

науки

технология,
и

техники,

представляет
является

самые

передовые

относительно

новым

междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития детей.
Объединяет знания о физике, механике, технологии, математике и ИКТ.
Актуальность. Современное образование ориентировано на усвоение
определённой суммы знаний. Вместе с тем необходимо развивать личность
ребенка, его познавательные способности.

Развитие способностей к

конструированию активизирует мыслительные процессы ребёнка, рождает
интерес к творческому решению поставленных задач, изобретательности и
самостоятельности,

инициативности,

стремление

к поиску нового и

оригинального, а значит, способствует развитию одарённости. Конструкторы
Лего стимулируют практическое и интеллектуальное развитие детей, не
ограничивают свободу экспериментирования, развивают воображение и
5

навыки общения, помогают жить в мире фантазий, развивают способность к
интерпретации и самовыражению. Лего - конструктор дает возможность не
только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а
двух и более наборов Лего, можно собрать неограниченное количество
вариантов игрушек, задающих сюжеты игры.
Новизна программы. Данная программа

составлена

на основе

методических рекомендаций Е.В.Фешиной «Лего -конструирование в
детском саду», «Методический комплект заданий к набору первые
механизмы Legoeducation. Новизна программы заключается в том, что
позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть
практическую

целесообразность

LEGO-конструирования,

развить

необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки.
Интегрирование различных образовательных областей в

«ЛЕГО

-

конструирование» открывает возможности для реализации новых концепций
дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Лего-конструирование — вид продуктивной деятельности, основанный на
творческом моделировании (строительные игры) с использованием широкого
диапазона

универсальных

Лего-элементов. Использование

Лего-

конструкторов помогает реализовать серьёзные образовательные задачи,
поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры
создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие
дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС.
Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам
крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения
личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые
игрушки лишают ребенка возможности творить самому. LEGO-конструктор
открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе
работы приобретать такие социальные качества как любознательность,
активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки
продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я
6

умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и
мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и
чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.
В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями,
архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь
свои идеи.
Программа

«Лего-конструирование»

к нестандартному

направленному

формирует

мышлению,

воображение и

фантазию

у

дошкольников.

стимулировать

интерес

у

дошкольников,

способности

развивает
Ее
их

творческое

реализация позволит
любознательность,

развивать способности к решению проблемных ситуаций (задач), умение
исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи,
планировать решения и реализовывать их.
1.2. Цели и задачи реализации Программы.
Цель программы: развитие научно-технического и творческого
потенциала личности дошкольника через обучение элементарным основам
технического конструирования и робототехники. Развитие конструктивного
мышления средствами робототехники.
Задачи программы:
Обучающие задачи программы:
 сформировать навык и умения конструировать по схеме, рисунку,
самостоятельно подбирать необходимый материал;
 научить видеть конструкцию конкретного объекта, анализировать её
составные части;
 научить сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, находить
закономерности, отличия и общие черты в конструкциях;
Развивающие задачи программы:
 развивать

абстрактное

мышление,

пространственные

представления;
7

 формировать исследовательскую активность;
 развитие

интереса

к

конструированию

и

исследовательской

деятельности.
 развивать

у

дошкольников

интереса

к

моделированию,

стимулировать детское творчество
Воспитательные задачи программы:
 воспитать

социально-трудовые компетенции:

трудолюбие,

самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца,
аккуратность, умение работать в коллективе.
Направленность программы – техническая
Направление образовательной деятельности

- конструирование.

Срок реализации: 3 года. Первый год обучения – 36 часов, 2 год обучения -72
часа, 3 год обучения – 72 часа.
Программа

«Лего

-

конструирование»

направлена

на

развитие

конструкторских способностей детей. Занятия проводятся с детьми с 4-7 лет
по подгруппам (8-10 детей). Длительность занятий определяется возрастом
детей.
- в средней группе не более 20 мин (дети 4-5 лет)
- в старшей группе не более 25 мин (дети 5-6 лет)
-в подготовительной к школе группе не более 30 мин (дети 6-7 лет)
В течение года на освоение программных задач отводится 36 часов
(один раз в неделю).
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
Принципы построения программы:
Доступности
игровой

-

деятельности

предусматривает
с

ЛЕГО

с

осуществление
учетом

конструктивно-

особенностей

возраста,

подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического
развития детей.
Наглядности - обучение и воспитание предполагает как широкое
8

использование зрительных ощущений, восприятий, образов.
Последовательности

-

заключается

в

постепенном

повышении

требований в процессе конструктивной деятельности.
Систематичности
обеспечивается

обучения

решением

и

воспитания

комплекса

задач

воспитательной направленности соответствующим

-

достижение

цели

образовательной
содержанием,

и
что

позволяет получить прогнозируемый результат.
Принципы Лего-конструирования.
Основные принципы по Лего-конструированию:
- от простого к сложному;
-

учёт

индивидуальных

возможностей детей

в

освоении

коммуникативных и конструктивных навыков;
- активности и созидательности - использование эффективных методов и
целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих
способностей детей;
- комплексности решения задач - решение конструктивных задач в
разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;
- результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на
получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата
независимо от возраста и уровня развития детей.
Формы организации обучения дошкольников конструированию.
С целью развития детского конструирования как деятельности, в
процессе которой развивается ребенок используются формы организации
обучения, рекомендованные исследователями З.Е.Лиштван, В.Г.Нечаева,
Л.А.Парамонова:
1. Конструирование по образцу: заключается в том, что детям
предлагаются образцы построек, выполненных из деталей строительного
материла и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения.
Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых
знаний,

способов

действий

основанных

на

подражании.

Такое
9

конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества.
Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная
деятельность - важный решающий этап, где можно решать задачи,
обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности
творческого характера.
2. Конструирование по модели: детям в качестве образца предлагается
модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту
модель дети могут воспроизвести из имеющихся у них строительного
материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают
способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками достаточно эффективное средство решения активизации их мышления.
Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования
по образцу.
3. Конструирование по условиям: не давая детям образца постройки
рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым
постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают
практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае
выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку
способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей
формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа
строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная
форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию
творческого конструирования.
4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам:
моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей
строительного

материала

воссоздаются

внешние

и

отдельные

функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для
развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого
обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.
10

5. Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями
для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство
обучения детей по созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и
творчески использовать знания и умения, полученные раннее.
6. Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику
конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают
материал и способы из выполнения. Это достаточно распространенная в
практике форма конструирования очень близка по своему характеру
конструированию по замыслу-с той лишь разницей, что замыслы детей здесь
ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по
заданной теме - актуализация и закрепление знаний и умений.
Формы организации деятельности:
 Индивидуально - групповая;
 Групповая;
- фронтальная
Основные приёмы работы:
 Практическое занятие;
 Соревнование.
- Беседа, наблюдение, рассматривание, обсуждение
- Ролевая игра,
- Дидактическая игра,
- Задание по образцу (с использованием инструкции),
- Задание по условиям
- Викторина, проектная деятельность.
Форма представления результатов:
 Открытые
 Выставки

занятия для педагогов дошкольных групп и родителей;
по LEGO-конструированию;

 Фестивали,

конкурсы.
11

Для

обучения

детей

LEGO-конструированию

используются

разнообразные методы и приемы.
Методы
Наглядный

Приемы

Информационнорецептивный

Обследование LEGO деталей, которое предполагает
подключение различных анализаторов (зрительных и
тактильных) для знакомства с формой, определения
пространственных соотношений между ними (на, под,
слева, справа. Совместная деятельность педагога и
ребёнка.
Воспроизводство знаний и способов деятельности
(форма: собирание моделей и конструкций по образцу,
беседа, упражнения по аналогу)
Использование детьми на практике полученных знаний
и увиденных приемов работы.
Краткое
описание
и
объяснение
действий,
сопровождение и демонстрация образцов, разных
вариантов моделей.

Репродуктивный

Практический
Словесный

Рассматривание на занятиях готовых построек,
демонстрация способов крепления, приемов подбора
деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания
их в руке или на столе.

Проблемный

Постановка проблемы и поиск решения. Творческое
использование
готовых
заданий
(предметов),
самостоятельное их преобразование.

Игровой

Использование сюжета игр для организации детской
деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.
Решение проблемных задач с помощью педагога.

Частичнопоисковый
Методы обучения.
 словесный;

 объяснительно-иллюстративный;
 частично-поисковый;
 игровой;
 проектный.
Методы организации учебного процесса:
12

 Методы и приемы воображения;
 Метод мозгового штурма;
 Метод проектов.
1.4. Характеристики особенностей развития детского технического
творчества
Техническое творчество - вид деятельности по созданию материальных
продуктов, которое включает генерирование новых инженерных идей и их
воплощение. Процесс развития технического творчества является одним из
способов формирования профессиональной ориентации и интереса к технике
и науке детей. Психолого-педагогические исследования Л.С. Выготского,
А.В. Запорожца, Л.А. Венгера показывают, что наиболее эффективным
способом развития склонности у детей к техническому творчеству,
зарождения

творческой

личности

является

практическое

изучение,

проектирование и изготовление объектов техники, обладающих признаками
полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит в
процессе специально организованного обучения.
Внедрение LEGO-технологий в дошкольной организации является
одним

из

современных

методов

развития

технического

творчества.

Реализация идеи развития у дошкольников технического творчества с
использованием LEGO- технологии проходит в двух направлениях.
Первое

направление

реализуется

образовательной

программы

ДОО.

непосредственно

образовательной

в

рамках

обязательной

Предполагается
деятельности,

части

реализация

самостоятельной

деятельности с детьми с использованием LEGO-конструкторов, начиная с
младшего дошкольного возраста.
В

старшей

группе

конструктивное

творчество

отличается

содержательностью и техническим разнообразием, дошкольники способны

13

не только отбирать детали, но и создавать конструкции по образцу, схеме,
чертежу и собственному замыслу.
Так, последовательно, в виде разнообразных игровых, интегрированных,
тематических занятий дети развивают свои конструкторские навыки, у них
развивается умение пользоваться схемами, инструкциями, чертежами.
Реализация данного курса позволяет расширить и углубить технические
знания и навыки дошкольников, стимулировать интерес и любознательность
к техническому творчеству, умению исследовать проблему, анализировать
имеющиеся

ресурсы,

выдвигать

гипотезы.

Таким

образом,

LEGO-

конструирование позволяет формировать у детей дошкольного возраста
умения и навыки работы с современными техническими средствами,
развивая у ребёнка познавательный интерес, техническое творчество.
1.5. Ожидаемые результаты реализации Программы:
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры
дошкольного

образования,

которые

представляют

собой

социально-

нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
• ребенок овладевает основными культурными способами деятельности,
проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности –
игре,

общении,

познавательно-исследовательской

деятельности,

конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по
совместной деятельности;
• у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив,
владеет основными движениями, может контролировать свои движения и
управлять ими;
• ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным
нормам

поведения

и

правилам

в

разных

видах

деятельности,

во

взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила
безопасного поведения и личной гигиены;
14

• у ребенка сформирован устойчивый интерес к конструкторской
деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать;
• у ребенка

развита

способность

к самостоятельному анализу

сооружений, конструкций, чертежей, схем с точки зрения практического
назначения объектов;
• ребенок овладевает умением работать в конструировании по условиям,
темам, замыслу;
• ребенок может использовать готовые чертежи и схемы и вносить в
конструкции свои изменения;
•

ребенок

овладевает

умением

использовать

разнообразные

конструкторы, создавая из них конструкции как по предполагаемым
рисункам, так и придумывая свои;
• ребенок овладевает приемами индивидуального и совместного
конструирования;
• знает правила безопасности на занятиях по конструированию с
использованием мелких предметов.
• ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к
разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством
собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и
взрослыми. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет
свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать
конфликты;
• ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать
речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого
высказывания в ситуации общения.
Требованиям к знаниям и умениям воспитанников.
В

процессе

реализации

поставленных

задач

осуществляется

отслеживание усвоение детьми обучающего и развивающего материала.
15

Периодичность мониторинга -2 раза в год (октябрь-апрель). Формы
отслеживания результатов за деятельностью детей:
- наблюдение за деятельностью детей;
- задания для самостоятельного выполнения;
- общение с ребенком.
К концу первого года обучения дети могут:
- сравнивать графические модели, находить в них сходства и различия;
- использовать специальные способы и приемы с помощью наглядных схем;
- строить постройку с перекрытиями, делать

постройку прочной, точно

соединять детали между собой;
- конструировать по замыслу, заранее обдумывать содержание будущей
постройки, называть ее тему, давать ее общее описание, соотносить свой
замысел с имеющимся строительным материалом;
- сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков,
фотографий, чертежей
- располагать кирпичики, пластины вертикально;
-правильно использовать детали строительного материала;
Планируемый результат средний дошкольный возраст 4-5 лет
дети могут:
- анализировать конструктивную и графическую модель;
- создавать более сложные постройки, сооружать постройку в соответствии с
размерами игрушек, для которых предназначается;
- правильно называть детали лего-конструктора (кирпичик, клювик, горка,
овал, кирпичик с колесиками);
- возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец;
- обдумывать назначение будущей постройки, намечать цели деятельности;
- преобразовывать конструкцию в соответствии с заданным условием.
- изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими;
- использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств;
- преобразовывать постройки в соответствии с заданием;
16

- анализировать образец постройки;
-

планировать

этапы

создания

собственной

постройки,

находить

конструктивные решения;
- создавать постройки по рисунку, схеме;
- работать коллективно;
- соотносить конструкцию предмета с его назначением;
- создавать различные конструкции одного и того же объекта;
- создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по
рисунку и словесной инструкции.
Планируемый результат старший дошкольный возраст 5-7 лет
дети научатся:
- различать и называть детали конструктора;
- конструировать по условиям заданным взрослым;
- конструировать по образцу, чертежу, заданной схеме;
- самостоятельно и творчески выполнять задания, реализовать собственные
замыслы;
- работать в паре, коллективе;
- рассказывать о постройке.
у детей сформируются:
-

морально-волевые

качества:

толерантность,

старательность,

внимательность, умение работать в коллективе, находчивость, творческие
способности;
- познавательные качества: наблюдательность, любознательность, интерес,
исследовательская активность;
- качества самостоятельно договариваться друг с другом;
- конструкторские навыки и умения;
Дети

разовьют

мелкую

моторику

рук,

поисковую

творческую

деятельность, эстетический вкус.

17

2. Содержательный раздел
2.1. Структура занятия по легоконструированию
Первая часть занятия – это упражнение на развитие логического
мышления.
Цель первой части – развитие элементов логического мышления.
Основными задачами являются:


Совершенствование навыков классификации.



Обучение анализу логических закономерностей и умению делать
правильные умозаключения на основе проведенного анализа.



Активизация памяти и внимания.



Ознакомление с множествами и принципами симметрии.



Развитие комбинаторных способностей.



Закрепление навыков ориентирования в пространстве.
Вторая часть – собственно конструирование.
Цель

второй

части

–

развитие

способностей

к

наглядному

моделированию.
Основные задачи:


Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные
особенности, основные функциональные части, устанавливать связь
между их назначением и строением.



Обучение планированию процесса создания собственной модели и
совместного проекта.



Стимулирование

конструктивного

воображения

при

создании

постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно
выбранной теме.


Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями
педагога

и

передавать

особенности

предметов

средствами

конструктора LEGO.


Развитие речи и коммуникативных способностей.
18

Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ.
Первый год обучения -36 часов. Занятия проводятся - один раз в неделю
№ п/п Темы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Осень
Животный мир
Наш быт
Новый год
Дома
Безопасность на дорогах
В гостях у сказки
Транспорт
Насекомые

Количество часов
теоретические практические
1
3
1
4
1
2
1
3
1
3
1
3
1
3
1
4
1
2
9
27

Всего
4
5
3
4
4
4
4
5
3
36

Второй год обучения – 72 часа. Занятия проводятся - два раза в неделю.
№ п/п Темы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Количество часов
теоретические практические
мы 1
3

Город, в котором
живем
Строительство домов
Азбука безопасности
Животный мир
Новый год
Игрушки
Маленькие исследователи
Транспорт
Азбука безопасности
Весна
В гостях у сказки
Космос
Буквы и цифры
Птицы
Цветы
Окружающие предметы
Огород

1
1
2
1
1
2
1
1
1
1

3
2
8
5
2
7
4
2
3
3
3
2
2
2
2
2

Всего
4
4
3
10
6
2
8
6
3
4
4
4
2
2
2
2
2
19

18.

Роботы
13

4
59

4
72

Третий год обучения – 72 часа. Занятия проводятся - два раза в неделю
№ п/п Темы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Творческое
конструирование
Урожай
Маленький исследователь
Одежда
Роботы
Ориентировка
в
пространстве
Транспорт - помощники
Новогодний калейдоскоп
Архитектура
Цветы
Животный мир
Путешествие по сказкам
Космос
9 Мая
Город, в котором мы
живем.

Количество часов
теоретические практические
2
1
1

Всего
2

2
4
2
19
4

3
5
2
22
4

1
2

5
7
4
1
3
2
2
2
4

6
8
5
1
4
4
2
3
6

14

58

72

3

1
1
1
1
2

2.2. Тематическое планирование первый год обучения
(средняя группа 4 -5 лет)
Месяц
Сентябрь

Число
занятий
Осень. Фрукты
Познакомить детей с LEGO – 1
DUPLO
–
конструктором
(кирпичик, лапка, пластина и т.д.).
Грузовик
Учить строить разные машины, 1
используя
детали
лего
конструктора
Ворота
для Учить
строить
ворота
для 1
заборчика
заборчика, по размеру грузовика.
Тема

Цели

20

Башни
Октябрь

Мостик (по сказке
К.Ушинского)
Красивые рыбки

Утята и гусята

Строим лес.

Ноябрь

Дикие животные.
Путешествие
в
сказку «Теремок».
Лиса
Жираф
Мебель.
Мебель
для кухни (по
сказке
«Три
медведя»)
Мебель
спальни

Декабрь

для

Дом Деда Мороза

Елка

Учить
строить
простейшие
постройки. Обучить соединять и
разъединять детали.
Учить строить мостик, точно
соединять строительные детали,
накладывать их друг на друга.
Обыгрывание сказки.
Уточнять
и
расширять
представления о рыбках. Развивать
умение наблюдать, анализировать,
делать выводы. Учить строить
морских обитателей.
Учить строить гусят и утят,
используя
различные
детали.
Строить по образцу. Разучивание
стихотворения про утят.
Закреплять умение строить лесные
деревья; учить отличать деревья
друг от друга; закреплять название
деталей, их цвет.
Учить строить лису: длинный
хвост, короткие уши, длинная
морда.
Соблюдать
пропорции
частей тела.
Учить
строить
жирафа.
Продолжать
знакомить
с
животными.
Закреплять умение работать с
различными
конструкторами,
учитывая
в
процессе
конструирования их свойства и
выраженные возможности.
Развивать способность выделять в
реальных
предметах
их
функциональные части. Учить
анализировать образец.
Учить строить дом. Освоение
закономерностей
кирпичной
кладки, прочности соединения
деталей между собой. Работа в
командах.
Учить
конструировать
елку,
закрепляя знания о треугольнике.
Создание разных вариантов ёлочки

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

21

Дед Мороз

Январь

Сани Деда Мороза
Загон для коров и
лошадей.
Домашние
животные
Дом фермера

Мельница
Февраль

Безопасность
на
дорогах
нашего
города. Светофор.
Узкие и широкие
дороги.

Автобус
Поезд мчится
Март

Подарок для мамы

Печка.
Сказка
«Гуси – лебеди»
Мой
любимый
сказочный
персонаж

Учить
конструировать
Деда 1
Мороза, закрепляя знания о
прямоугольнике.
1
Учить строить загоны по условиям. 1
Развивать
глазомер,
навыки
конструирования,
мелкую
моторику рук.
Учить строить собаку и кошку. 1
Развивать творчество, фантазию,
навыки конструирования.
Закреплять
приемы
построек 1
сверху вниз.
Учить строить
большой
дом
для
фермера.
Развивать фантазию, творчество.
Учить доводить начатое дело до
конца.
Рассказать о мельнице. Развивать 1
воображение, фантазию.
Рассказать о светофоре. Закреплять 1
навыки конструирования, навыки
строительства по объяснению.
Закреплять
конструктивные 1
умения: располагать детали в
различных направлениях на разных
плоскостях,
соединять
их,
соотносить постройки со схемами.
Обучить строить полые объекты, 1
развивать навыки выполнения
построек по спецификации.
Учить строить шпалы разными 1
способами по схемам и поезд по
образцу
Научить использовать различные 1
приемы создания конструкции –
цветов, соединять и комбинировать
детали в процессе конструктивной
деятельности.
Познакомить детей с русской 1
печкой. Учить строить печку из
конструктора.
Конструирование
героя
из 1
любимой сказки по замыслу и
памяти. Развивающие игры с
22

Апрель

конструктором.
Коллективная
Конструирование
фрагмента
работа «В гостях у сказки,
предложенного
сказки»
воспитателем.
Составление рассказа по модели.
Выставка готовых работ
Самолет
Рассказать о профессии летчика.
Учить строить самолет, выделяя
функциональные части. Развивать
интерес.
Ракета
Рассказать о первом космонавте
нашей страны. Учить строить
ракету,
космонавтов
из
конструктора.
Дочки - матери
способствовать
усвоению
в
процессе сюжетно-ролевой игры
правил поведения и самоконтроля

1

1

1

1

Пожарная машина

Май

Рассказать о работниках пожарной 1
части.
Учить
строить
из
конструктора пожарную часть и
пожарную машину.
Танк
Конструирование военного танка 1
по образцу. Описание модели танка
Насекомые (муха,
1
комар).
Паук, стрекоза.
1
Конструирование
Закреплять полученные навыки. 1
по замыслу
Учить
заранее
обдумывать
содержание будущей постройки,
называть ее тему, давать общее
описание. Развивать творческую
инициативу и самостоятельность.

23

2.3. Тематическое планирование второй год обучения
(старшая группа 5-6 лет)
Месяц

Тема

Цели

Сентябрь

Город,
в
котором
мы
живем.
Здравствуй,
детский сад!
Строим детскую
площадку.
Кафе
Автозаправочная
станция.

Огород

Лейка

Животные
ферме

Октябрь

на

Змея
Лабиринт

Избушка
на
курьих ножках

Количест
во
занятий
Стимулировать создание детьми 1
собственных вариантов построек,
освоенных на занятиях. Внесение
в знакомые постройки элементов
новизны.
Строительство детской площадки, 1
соблюдая технику безопасности.
Обыгрывание постройки.
Учить
создавать
сложную 1
постройку.
Закрепить
умение
подбирать 1
адекватные способы соединения
деталей конструктивного образа,
придавая
им
прочность
и
устойчивость.
Учить строить объемные фигуры. 1
Ввести
понятия
двух
и
трехмерных пространств, их связи
между собой.
Ввести понятие равновесия и 1
развить навыки уравновешивания
построек.
Уточнять и закреплять знания о 1
домашних
животных.
Учить
строить из лего Education
Закреплять навыки работы с 1
конструктором.
Нарисовать 1
лабиринт на бумаге по клеточкам
и воспроизвести рисунок на
плоскости – пластине.
Закреплять умение строить дома с 1
различной опорой, учитывать
равновесие.
24

Дом лесника

Ноябрь

Декабрь

Учить
строить
плоскостную
постройку
Колодец
Учить
коллективно
строить
простейшую постройку.
Беседка
Учить находить материал для
постройки.
Закреплять
представления о назначении и
строении беседок, об их частях.
Азбука
Привить навык коллективной
безопасности:
работы. Выработать способность
Стоянка
для осознанно заменять одни детали
машин
другими. Формировать навык в
создании
конструкции
по
Детский сад
словесной инструкции, описанию,
Многоэтажные
условиям, схемам.
дома
Домашние
Учить
строить
животных,
животные:
соблюдая
пропорции
тела,
лошадка
обращать внимание на детали.
Пес и кот
Дикие
животные: белка
Крокодил
Дельфин
Животные
Учить работать коллективно,
севера
возводить постройку по картинке
Сердечко
для Развивать творческую инициативу
мамы
и
самостоятельность.
Формировать умение обдумывать
содержание будущей постройки.
Азбука
Плоскостное строительство своей
буквы на плоскости
Новогодние
Закреплять навык скрепления
игрушки
деталей. Формировать умение
самостоятельно преобразовывать
детали с целью изучения их
свойств,
в
процессе
конструктивного образа.
Елка
Закреплять строить елку разными

1
1
1

1

1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1

1
25

Январь

способами по схемам
Дед мороз
Учить детей соединять детали
разными
способами
из
Снегурочка
конструктора ТИКО
Олени и сани Закреплять полученные навыки.
Деда Мороза
Воспитывать
творческие
способности
Снегокат
Развивать
умение
осознанно
заменять одни детали другими.
Формировать навык в создании
конструкции по описанию.
Знакомство
с Закреплять
геометрические
роботы BeeBot
формы,
ориентировку
в
пространстве
Маленькие
Обучать конструированию по
исследователи:
образцу, чертежу, заданной схеме,
Юла
по замыслу. У кого дольше
прокрутится.
Машинка 1
Соревнования
«чья
машинка
дальше уедет»
Машинка 2
Вентилятор
Закрепить
понятие
прямая
передача.
Построит
первые
модели техники. Познакомится с
такими понятиями, как ось
вращения,
точка
опоры,
плавучесть, равновесие. Узнает
принципы работы колесной пары,
зубчатой и ременной передачи.
Проведет
небольшие
практические
опыты
и
эксперименты.
Маятник
Исследовать влияние длины и
массы маятника на частоту его
колебаний, научить использовать
оси из набора.
Хоккеист
Исследовать
механизмы, в
которых есть движущиеся части –
шестерни, оси, колеса.

1
1
1

1

2

1

1
1
1

1

1

26

Февраль

Новая собака
Развить конструкторские навыки
Равновесные
Использовать коронную передачу.
качели
Транспорт.
Знакомство
со
Строительные
специализированными машинами,
машины.
устройствами и их функциями;
Машины
– освоение приемов работы с
техническими
инструментами;
помощники.
развитие моторных навыков и
Роботы
творческих
способностей;
развитие словарного запаса по
теме "специальные машины и
техника"; развитие способностей
командной
работы
и
коммуникации
Математический Запомнить
цифры,
выучить
поезд
порядок чисел от 1 до 10,
научиться
сравнивать
числа,
складывать и вычитать; Узнать
больше об устройстве железной
дороги, познакомиться с новыми
профессиями, усвоить правила
безопасного поведения на станции
и вблизи путей; Пополнить
словарный
запас,
проявить
фантазию
и
сообразительность, развить
мелкую моторику рук.
Парк
Познакомить
детей
с
аттракционов
особенностями аттракционов в
парке. Вспомнить, что такое
ферменная
конструкция,
где
применяется.
Азбука
Учить создавать простейшую
безопасности.
модель
машины. Выделять
Пожарная
основные части и детали. Учить
машина
анализировать свою деятельность.
Полицейский
Наблюдение и изучение принципа

1
1
2

1

1

1

1

1
27

вертолет

Март

Апрель

действия зубчатых колес, рычагов,
шестерни, ременной передачи,
шкивов и колес на осях.
Перекресток
Закреплять
умение
строить
перекресток и знаки.
Военная техника Развивать активное внимание,
мелкую моторику рук. Закреплять
умение строить технику по схеме.
Цветы для мамы Развивать
умение
создавать
конструкцию,
создавая
композицию. С помощью цвета
создать модель похожую на
оригинал.
Скворечник для Закрепить
интерес
к
птиц
конструированию
и
конструктивному
творчеству.
Развивать способность к разным
техникам
конструирования.
Развивать творческие способности
и мелкую моторику рук.
Доисторические Учить
строить
животных,
животные
передавая
пропорции
тела.
Строить по схемам.
Весы
Исследовать рычаги.
Переправа
Паровозик
из Познакомить
с
приемами
Ромашково
сцепления кирпичиков. Развивать
фантазию, воображение
Герои сказок
Развивать воображение, память,
Закреплять
Моя
любимая внимание.
конструктивные
навыки.
сказка
Обыгрывание
постройки.
Закреплять желание работать в
коллективе.
Самолет
Учить строить по предложенным
инструкциям, учитывая способы
Ракета
крепления деталей; Передавать
Космический
особенности
предметов
корабль

1
1

1

1

2

1
1
1

1
1

1
1
1
28

Звездолет
Бабочка
Плывут корабли

Май

средствами конструктора LEGO
Симметричность лего - моделей
Рассказать о водном транспорте.
Учить строить корабли. Развивать
творчество, фантазию, мелкую
моторику рук. Учить выделять в
постройке ее функциональные
части
(борт
,корму,
нос,
капитанский мостик, трубы)
Найди цифры
Закреплять
умение
программировать
роботов.
Развивать
ориентировку
в
пространстве.
Учить
детей
структурированной деятельности,
развивает
воображение
и
устанавливать
причинноследственных связей.
Военная техника Учить строить военные машины
по образцу. Развивать навыки
конструирования,
мелкую
моторику рук.
Перелетные
Учить строить летающую птицу.
птицы
Попугай
Продолжать
знакомить
с
плоскостным конструированием.
Развивать
внимание,
мелкую
моторику рук.
Предметы
для Закреплять умения
строить
наблюдения:
постройки, использую разные
Лупа
крепления деталей
Емкость
Строить полые предметы
Цветы
Продолжать учить соединять
ТИКО – детали. Строить плоские
и объемные детали.
Конструировани Закреплять полученные знания.
е по замыслу
Учить
заранее
обдумывать
содержание будущей постройки,
называть ее тему, давать общее

1
1

2

1

1
1

1

1
1
1
1

29

описание. Развивать творческую
инициативу и самостоятельность.
2.4. Тематическое планирование третий год обучения
(подготовительная группа 6 - 7 лет)
Месяц

Тема

Цели

Количество
занятий
Совершенствовать
умения 1
Сентябрь Творческое
конструирование работать
с
различным
по замыслу
конструктором.
Закрепить
умение подбирать адекватные 1
Комбайн
способы соединения деталей 1
Мельница
конструктивного
образа,
придавая им прочность и
устойчивость.
Грузовые
Продолжать развивать наглядно 1
машины
– действенное и наглядно –
образное
мышление,
воображение, внимание, память.
Учить дополнять постройки
своими элементами.
Маленький
Формировать знания детей об 1
исследователь:
истории возникновения часов.
Часы
Этапы их развития. Путешествие
по «Реке времени»
Воздушный шар
Закреплять
умение
строить 1
полые
объекты,
используя
дополнительные
детали
(веревочки)
Одежда: Кофта
Учить строить плоскостные 1
предметы.
Обувь
1
с Развивать
познавательно- 1
Октябрь Знакомство
конструктором
исследовательскую
и
LEGO
WEDO. конструктивную
деятельность
Палочка
на детей средствами LEGO WeDo
двигателе
2.0. Учить приемам сборки и
программирования;
Миниробот
1
формирования конструктивного 1
Платформа
30

Ноябрь

Радар
Мобильный дом
Роботнаблюдатель
Крокодил
Вентилятор
Поймай сырок

Транспорт
–
помощник:
Трактор
Экскаватор
Тягач
Катер
Подъемный кран

Декабрь

Январь

Новогодний
калейдоскоп:
Новогодние
игрушки.
Елка
Подарок своими
руками
Дом Деда Мороза
Снежинка
Снегокат
Азбука
зимних
слов
Змея
Скорпион
Стрекоза
Мономобиль
Снегоход
Робот –повар

мышления
средствами 1
робототехники;
развивать 1
мелкую моторику рук.
1
1
1
Познакомить
детей
с 2
программированным
роботом
«Мышь»
Закрепить умение подбирать 1
адекватные способы соединения
деталей конструктивного образа,
придавая им прочность и 1
устойчивость
1
1
1
Рассказать детям, что такое оси 1
и шкивы. Учить собирать
постройку по схеме, работать в
паре
Научить
самостоятельно 1
преобразовывать детали с целью
изучения их свойств в процессе
создания
конструктивных
образов. Закрепить интерес к 1
конструированию
и 1
конструктивному
творчеству.
Закреплять
симметричное 1
конструирование.
1
1
Закреплять
умение 2
программировать робот BeeBot
Продолжать знакомить детей с 1
программированием.
1
Познакомить
с
датчиками: 1
наклона и расстояния и их 1
программирование.
1
1
31

Февраль

Март

Внедорожник
Робопес –Рик
Архитектура.
Египетская
Пирамида
Коллизей
Русская изба

1
1
Закреплять умение использовать 1
композиционные
закономерности:
масштаб,
пропорцию, пластику объемов. 1
Кладка кирпичей со смещением. 1
Загадки архитектуры.
Мосты
Развивать способность видеть 1
последовательность операций, 1
Крепость
необходимых для изготовления
постройки.
Развивать
творческую
инициативу,
самостоятельность.
Маяк
Закреплять умение использовать 1
Подводная лодка композиционные
1
закономерности:
масштаб, 1
Микроскоп
пропорцию.
Сердечко
для Развивать
творческую 1
мамы
инициативу
и
самостоятельность.
Формировать
умение
обдумывать
содержание
будущей постройки.
Играем в зоопарк Закреплять знания о работниках 1
зоопарка, его обитателей.
Слон
Учить строить слона с большим 1
хоботом.
Верблюд
Продолжать
знакомить
с 1
обитателями зоопарка. Учить
строить одно- и двугорбого
верблюда.
Тигр
Учить строить тигра
1
Мой
любимый Развивать
эстетическое 1
герой сказки
отношение к произведениям
дизайна, 2
Путешествие по архитектуры,
продуктам своей конструкции и
сказке
поделкам других.
32

Апрель

Ракета

Луноход

Шлагбаум
«Умная
вертушка»
«Голодный
аллигатор»
Спасатели
Вездеход
Вертолет

Май

Военная техника.
Танк.
Самолет
Обелиск
«Город в котором
мы
живем».
Здания
города.
Магазины
Городской
транспорт.
Главный
проспект города.
Путешествие по
городу с роботом
BeeBot

Развивать
конструктивное
творчество
с
целью
формирования
пространственной
системы
познания окружающего мира
Рассказать о луноходе. Учить
строить луноход из деталей
конструктора.
Исследование влияния размеров
зубчатых колёс на вращение
волчка.
Познакомить
с
азами
графического
языка
программирования.
Формировать умения работать
по предложенным инструкциям.
Познакомить
с
датчиками:
наклона и расстояния и их
программирование
на
определенные действия.
Закреплять навыки строить по
схемам.
Продолжать
учить
работать
в
коллективе.
Коллективная работа «Выставка
военной техники»
Закреплять умения выделять,
называть,
классифицировать
разные архитектурные формы;
заранее обдумывать содержание
будущей постройки. Развивать
творческую
инициативу
и
самостоятельность.

1

1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
2

1
1
1

33

3. Организационный раздел
3.1. Методическое обеспечение
1.Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и
объектов реального мира средствами конструктора LEGO
2. О.В. Мельникова. Лего – конструирование 5-10 лет. Программа, занятия.
32 конструкторские модели. Презентации в электронном приложении. –
волгоград: Учитель. – 51с.
3.

Развитие

инженерного

мышления

детей

дошкольного

возраста:

методические рекомендации/ авт. – сост. И. В.Анянова, С.М. Андреева, Л. И.
Миназова;

Государственное

автономное

образовательное

учреждение

дополнительного профессионального образования Свердловской области
«Институт развития образования» Нижнетагильский филиал. – Нижний
Тагил, 2015. – 168с.
4. Е. Фешина. Лего-конструирование в детском саду. 2012
3.2. Материально-техническое обеспечение Программы
Конструкторы
Для успешного выполнения поставленных задач необходимы следующие
условия:
Предметно-развивающая среда:
Строительные наборы :
- Лего- DUPLO кирпичики 160 дет. – 2 шт.
- Лего – DUPLO лото с животными – 2 шт.
- Лего – DUPLO муниципальный транспорт – 1 шт.
- Лего – Egucation, маленькие строительные пластины и платы – 1 шт.
- Лего – Egucation, кирпичики для творческих занятий – 2 шт.
- Лего – DUPLO, математический поезд – 1 шт.
- Колеса Лего ( набор )– 1 шт.
- Окна, двери и черепица для крыши Лего (набор) – 1 шт.
- Городские жители Лего (набор) 1 шт.
34

- Лего – DUPLO, городские жители – 1 шт.
- Лего – SYSTEM, колеса – 1 шт.
Для обыгрывания конструкций необходимы игрушки (животные, машинки
и др.).
Демонстрационный материал:
- наглядные пособия;
- цветные иллюстрации;
- схемы;
- образцы.
Техническая оснащенность:
- фотоопарат;
- ноутбук;
- стол для Лего с крышкой, 2 стула – 3 шт.
3.3. Условия реализации программы
1. Наличие необходимых условий для занятий: помещение со свободным
пространством, где можно заниматься участникам, наглядность.
2. Создание Лего-уголков в группах.
3. Стандартные наборы Лего, технические карты, схемы.
4. Лего конструктор.
5. Мольберт
6. Компьютер
7. Методическое обеспечение.

35

Список литературы
1.Комарова Л.Е «Строим из Lego» (моделирование логических отношений и
объектов реального мира средствами конструктора Lego).-М.; Линка
Прес,2001г.
2. Куцакова Л.В «Конструирование

и ручной труд в детском саду»

Издательство: Мозаика-Синтез 2010г.
3. «Lego в детском саду» (парциальная программа интеллектуального и
творческого развития дошкольников на основе образовательных решений
LegoEgucation)
4. Парамонова Л.А. «Теория и методика творческого конструирования в
детском саду» М.;Академия,2002г.-192с.
5. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2012.114с.

36

Первый год обучения -36 часов. Занятия проводятся - один раз в неделю по
20 минут.
Второй год обучения – 72 часа. Занятия проводятся - два раза в неделю по 25
минут.
Третий год обучения – 72 часа. Занятия проводятся - два раза в неделю по 30
минут.

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».